Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 111

Златоуст обращается к историческому доказательству божественности Христа и христианства. Златоуст желал также, чтобы наставляемые им христиане не иначе выходили на этот подвиг обращения язычников, как облекшись во все доспехи христианства. Златоуст знал, что здесь требуются и определенные знания, и навыки. Не меньшее значение имеет и сама жизнь христиан, которая является наиболее убедительным доказательством, если она соответствует идеалу, который проповедуется Евангелием: "Поражать своей жизнью, значит поражать решительно, и доказывать делами значит доказывать совершенно".

Златоуст заботился и о том, чтобы жизнь христиан соответствовала нормам христианской жизни. Поэтому он обращал внимание на отступления от евангельской морали, которые встречались в жизни антиохийских христиан. Например, в умах некоторых мирян господствовала мысль, будто обязательность евангельского закона не для всех одинакова, будто заповеди Христовы об отвержении, об охранении от соблазнов мира даны только для иноков. Руководствуясь таким убеждением, христиане мало заботились о высоте нравственной жизни и считали, что необязательно вести целомудренную жизнь: не прикажешь всем нам идти в монастыри и там подвизаться вместе с иноками. Златоуст знал эти умонастроения и поэтому возражал против такого рода заблуждения, говоря, что необязательно всем идти в монастыри, зато необходимо всем соблюдать заповеди Христовы, ибо в Евангелии не сказано, что эти заповеди даны для круга людей избранных, но все заповеди даны для всех людей. Вместе тем он доказывает, что брак – не препятствие для добродетельной жизни, и жена – помощница, а не злая советница, много женатых людей были святыми.

В 7-й беседе на послание к Евреям: блаженства, изреченные Христом в Нагорной проповеди, даны не одним монахам, иначе погибло бы всё, и добродетели не остались бы в мире. Возможно и очень возможно имеющему жену упражняться в добродетели, если имущие жен как неимущие. Если же иные находят препятствия в брачной жизни, то пусть знают, что препятствие – не брачная жизнь, а злое произволение.

Выступал он против других недостатков. В частности, он встречал христиан, которые по видимому не отрекались от христианских подвигов, но, имев успех в одной добродетели, они на этом успокаивались и думали, что можно при этом иметь много пороков и страстей. Вразумляя таковых, Златоуст внушал, что это возникает в человеке по действию сопротивной силы.

Добродетель имеет значение не только для самого человека, но и должна простираться на ближнего. Примеры доброго христианина вдохновляет брата. Если этого нет, то это тоже является минусом в жизни христианина. Нужно словом и примером своей жизни продвигать и брата.

Открывая нравственное учение христианство, он не переставал замечать тех, которые, не уразумев сущности евангельской заповеди, думали удовлетворить это требованием внешних дел благочестия (соблюдением церковных обрядов и предписаний, которые лишь способствуют благочестию). Если человек останавливается на них и старается лишь избегать грубых чувственных пороков, но дозволяет питать в себе гордость, зависть – этого недостаточно. Нужен не только вид благочестия, но благочестие должно исходить изнутри, должно быть твердыней, основой добродетельной жизни. Не блуд только и прелюбодеяние растлевает, но и зависть, и гордость.

Некоторые приступали во дни праздников или постов к таинству Евхаристии и причащались по обычаю, не готовясь к таинству. С одной стороны, он одобряет, что христиане понимают необходимость принимать Святые Тайны, но он против настроения, связанного только с внешним – более по обычаю и законам, нежели по душевной чистоте. В другие времена, хотя чисты – не приходите, в Пасху, если и нечисты – подходите. Надо соделывать себя достойными причащения. Худо то, что не сердечной чистотой, а продолжительностью времени измеряют достоинство. Приступающий недостойно, хотя бы и раз в год приступал – погибает (распявшие Христа распяли Его однажды, и Иуда предал Его один раз), а приступающий хотя часто, но достойно – спасается. Заклинаю и умоляю вас приступать к Святым Тайнам не прежде, как очистив себя от скверн.