Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 19

Несомненно подлинное его сочинения – 1Кор., которое датируется примерно 97 годом. Это послание пользовалось большим уважением Древней Церкви, его читали в храмах наряду с посланиями свв. апостолов, очень близко по содержанию и изложению апостольским.

Его перу, как полагают, принадлежат 2 послания к девственницам, но некоторые оспаривают принадлежность этих посланий св. Клименту, хотя они и очень сходны с 1Кор.

2-е послание Климента к Коринфянам – гомилетический памятник – это проповедь. Впервые этот памятник в неполном составе был найден вместе с 1-м посланием в т.н. "Александрийском" кодексе (V), оно упоминается у Евсевия (3-я книга). Евсевий замечает, что это послание не так было известно в древности, как первое, но им, тем не менее, пользовались. Оно не использовалось во время богослужения. Прп. Иероним также упоминает об этом послании: древними оно отвергалось. Упоминают Руфин и п. Фотий, которые тоже замечали, что оно отвергалось как подложное. Как принадлежащее Клименту оно цитируется прп. Максимом Исповедником, имеется на него ссылка у Никифора, патриарха КП-го, Иоанна Дамаскина и других писателей. В 85-м апостольском правиле оба послания упоминаются наряду с библейскими книгами.

Несомненно, что он относится к древности – 1-й половине II века, где есть упоминание о подвиге исповедничества. Также характерна полемика против гностиков. Что особенно важно, что это послание – проповедь, которая была отправлена в Коринф и сделавшаяся известной под именем "послания".

Имеется характерное выражение, говорящее о том, что это – проповедь: "Не только теперь, когда поучают нас пресвитеры, мы должны,.. но и по возвращении из храма следует помнить заповеди Господни".

В том виде, в каком дошла эта проповедь, она представляет собой образец поучений, которые слагались по примеру апостольских наставлений согласно требованию о безыскусности речи. Это ряд отрывочных гомилетических, догматических речей, отсутствует доказательность. Чувствуется задушевность, есть много ссылок на СП в основном в буквальном смысле. Нет аллегории, которая уже была во II веке.

Содержание. В 1-2 главах проповедник призывает братьев думать о спасении, помнить, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны. Мир проповедует прелюбодеяние, обман, будущий же мир – против этого. Кто не выдержит подвига – всё потеряет. Покаемся, пока живем на земле, потому что там не будет покаяния. Нам должно хранить плоть, как храм Божий. Будем любить друг друга. Бог знает всё, что есть в сердце человеческом. Подобное же и в последующих главах.

12-я глава: будем ожидать явления Господа, ибо не знаем время его явления. Здесь видим ссылки на СП, слова Господа и определенные разъяснения. Буквально слов таких мы не находим в Евангелии, но по духу это соответствует.

Итак, братья, покаемся и будем внимать Богу, ибо мы исполнены безумия и лукавства. Не будем человекоугодниками, будем желать сделаться угодными, приобретать праведность. Исполняя волю Отца нашего Бога, будем чадами Церкви нашей. Если же не будем творить волю Господа, то, как сказано: дом мой сделан вертепом разбойника. Церковь есть тело Христово. Церковь была духовной, а ныне явилась во плоти Христовой. Он излагал духовный смысл того, что содержится в СП – надо от плоти простираться к духовному, что является проявлением спасительной деятельности Самого Господа.

Далее Климент переходит к другой мысли: о воздержании. Исполнившие мой совет не раскается, но спасется. Пребудем в том, во что уверовали, праведными и уготованными. С одной стороны, он говорит о воздержании, а затем переходит на другую мысль со ссылками на пророка Исаию с истолкованием.

О покаянии. Возвратимся к призвавшему нас Богу. Наступает день суда. Распадутся небеса, и откроются тайные и явные дела. Пост более, чем молитва, но милостыня выше обоих. Покаемся от всего сердца, дабы никто из нас не погиб.