Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 17

В это же время проявлялся и чисто эллинский гносис, здесь же и доктрины других восточных, например, Валентина, котрывки которого сохранились в книге «Строматы». Такие научные построения вызывали отрицательное отношение в христианской Церкви. Это не должно чрезмерно увлекать христианских проповедников. Мужи апостольские борются в своих творениях против древнеиудейских стязаний, новоиудейских ухищрений, лжеименного знания и других еретиков этого времени. Мало помалу всё испытывая и удерживая доброе, не отрицалась возможность совмещения христианства с ораторским исусством. Выработалось определенное отношение к смыслу ораторского искусства. Есть люди, которые относятся к этому отрицательно. Такие ученые как Иустин Философ, Афинагр, Татан, Климент, – ученные мужи, которые вложили в свои произведения это. Таких ученых было немного, но они показывали яркий пример своим современникам, особенно тем, кто до этого относился к ораторскому искусству отрицательно или тепло-хладно.

Внешняя сторона проповеди. Об этом трудно говорить, потому что сохранилось не так много собственно проповеднических произведений. Учитывая практику ап-го времени и позднейшие незначительные свидетельства, можно говорить и об этом. Для происхождения разновидности по форме и изложению необходимо воздействие определенных правил, которые были обязательны для всех. Во II веке это были, в основном, наставления св. ап. Павла (особенно пастырские послания), которые касаются проповеди дидаскалов. Это единственный свод правил, которыми должны руководствовать проповедники и во II столетии. Св. Игнатий восстает против злоухищрения словесного, Климент Александрийский и другие ученые мужи этого периода упоминают различие между твердой и мягкой пищей – это не больше, чем учение свв. апп. Если Феофил Антиохийский и другие обнаруживают симпатию к внешней стороны, то эти пожелания оставались в области личных стремлений. Специально подгтоволенной проповеди не было. Речь их представляла обычный порядок ассоциаций в соответствии с тем или иным уровнем образования. Люди простые и ученые люди довольствовались ссылками на СП, примерами из жизни апостолов и Первенствующей Церкви. Особеннно таковыми служат послания св. Игнатия и Поликарпа. Нельзя говорит о копировании правил для языческой ораторской речи, эту схему нужно было наполнять соответствующим содержанием, и речи были иногда настолько искусственными, что трудно было определить, о чем говорит оратор. Здесь же мы наблюдаем стройность, последовательность в раскрытии темы («Какой богач спасется», «Педагог»).

Итак, ученые мужи этого периода последовательно раскрывают ту или иную тему проповеди. Употребляется термин «дидаскалия», что было характерно и для I века. В то же время, встречаются и другие термины, которые употребляются для обозначения проповеди.

Термины:

«Didach» (памятник конца I – начала II века).

«Гомилия». Чаще встречается. Это не диалогическая речь, а последовательно раскрывается определенный предмет.

Итак, имеем что‑то общее с веком апостольским, но употребляется ещё один термин, которым обозначается не только проповедь, но и любое произведение, которое имеет законченную форму, составлено по определенным правилам. Это термин

«Логос» – «слово». Иногда называются трактаты этим словом. Это произведение, которое составлено по всем правилам: раскрытие в одном произведении какой-нибудь темы. Это всестороннее раскрытие с заключением и вступлением. «О том, какой богач спасется» называется «Логос».

Продолжает совершенствоваться устройство внутрицерковной жизни, прежде всего, богослужебного строя. Это сказывалось на церковной проповеди, потому что она обязательно должна быть за любой службой, особенно за общественными богослужениями. Проповедь обязательно следовала за СП, но не обязательно должна была опираться на текст СП, сохранились и просто тематические проповеди, которые связаны с событиями церковной жизни (поставление епископа, проповедь епископа перед посвящением, праздничные проповеди), эти проповеди начинают формироваться в этот период. Развитие же начинается более ярко с III столетия.