Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 80

Позднейшие его уединения ещё более содействовало этому таланту, обогатив его богословской эрудицией благодаря изучению СП и произведений Оригена, которые всецело основаны на СП.

Когда обстоятельства его личной и церковной жизни вызвали его на деятельный проповеднический труд, то св. Григорию была присуща высшая компетентность в догматическом учении. Сначала ему недоставало знания человеческой жизни – это ему давалось мало-помалу потом в результате горьких разочарований и опытов. Он отличался доверчивостью, от чего много страдал, были самые неблагоприятные события в его жизни, которые вносили горечь и разочарования в его жизнь.

Как проповедник, он пользовался большим уважением и своих современников, и поздних исследователей. Руфин переводил его проповеди на латинский. Блаженный Иероним прибыл специально в КП из сирийского утешения, чтобы послушать св. Григория, которого он называл "мужем красноречивейшим", своим учителем. Евагрий был учеником св. Григория. Писатели восхваляют св. Григория за глубину его богословия и красоту его слова. Начиная с V века, ученые мужи писали комментарии на его проповеди. По замечанию архиеп. Филарета, ни на какие книги не написано столько толкований, как на творения св. Григория. Переводились творения не только на латинский, но и на другие языки.

В проповеди св. Григория Богослова много черт, которые ставят его наравне со св. Василием Великим, Григорием Нисским. Он и поэт, что доказывается многими его творениями. В своих стихотворениях он говорит не только о себе, но и о жизни Церкви своего времени.

В проповеди св. Григория присутствует поэтический элемент.

В практических вопросах он не может равняться со св. Василием, но у него очень много знания жизни человеческого сердца, что проявляется в его проповедях относительно нравоучительных проблем.

Как оратор, он стоит выше других проповедников своего времени, потому что искусству слова он всегда придавал очень большое значение, ораторское искусство для него было тем, что составляло сущность его стремлений, о чем говорят мысли, с которыми мы познакомились. Св. Григорий Богослов очень тщательно готовил свои проповеди, отрабатывал, особенно те места, которые касаются богословских суждений и терминологии – в этом отношении нужно было быть очень точным, потому что от речений, от терминов много зависит в успехе борьбы против инакомыслящих.

Всех проповедей св. Григория известно в настоящее время около 55. Нельзя думать, что его проповедническая деятельность ограничивается этим. Подлинно принадлежащих ему проповедей из этого – 45. Они впервые были изданы на Западе в начале XVII века. Почти для всех известных известно время их произнесения. Их можно обозревать именно в хронологическом порядке. Эти проповеди были произнесены на пространстве более 20 лет с 361 года по 283 год. Их можно разделить на 4 неравных хронологических отрезка.

I. К первой группе относятся слова, которые были произнесены во время его пресвитерского служения.

II. Ко 2-й группе относят проповеди, которые св. Григорий произнес в Назианзе во время епископского служения.

III. Третья группа – КП проповеди.

IV. Последняя группа – постконстантинопольские – 3 слова.

I. Связаны с посвящением в Назианской Церкви.

1. На Пасху о своем замедлении: "Воскресения день – благоприятное начало...". Это благоприятное начало не только для торжества христианства, но и начало проповеднической деятельности св. Григория. "Уступим всё воскресению, простим друг друга... Хорошо и уклоняться несколько от призвания Божия, хорошо поспешать иногда, только чтобы и то, и другое было по благочестию – первое по осознанию немощи своей, второе – по подчинению гласу Зовущего". Св. Григорий изображает дар, который должны принести мы Воскресшему: "Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам. Соделаемся Богами, ибо Он сделался Человеком. Он снисшел, чтобы нам вознестись, претерпел бесславие, чтобы нас прославить".