Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 109

Иудествующие часто скрывались. Златоуст подвигает христиан, чтобы они возвращали заблудших в Церковь.

Златоуст простирал свою деятельность и в отношении язычников, проявляя ревность в распространении христианства. Из 200.000 жителей Антиохии примерно половина жителей не принадлежали христианству, и большинство из последних были язычниками. К язычеству принадлежали многие древние греческие рода, часто занимавшие важные места в государственном аппарате. Они поддерживали бедных, устраивали празднества, чтобы одних удержать в язычестве, других привлечь. Некоторые желали придерживаться философских учений. Некоторые безразлично смотрели на дела веры.

Нельзя при этом указывать на природно добрых людей, которые есть в язычестве, это – не добродетель, потому что она природна.

Опровергая заблуждения язычников и указывая на пагубность язычества для христианской морали и для истинного ведения, противопоставлял мудрованиям философов то, что содержится в учении евангельском. Не так учит этот рыбарь (Ин.Бог.), как бы встав на камне, он никуда не отвращается, потому что сподобился войти в святилище и не подвергся ничему человеческому.

Языческая мудрость ничем не вооружает человека в борьбе к бедствиями, ничем не может утешить его и не научить добродетели. Философы, риторы и вся вселенная даже не могли вообразить того, чему научили рыбари – Крест Христов, который соделал людей ангелами и т.д.

Язычники считали, что то, что содержится в Евангелии – варварское учение. Но Златоуст противопоставляет напыщенности языческих риторов простоту и пользу Евангелия, которое содержит учение, которое возводит на небо. Изысканные слова не достойны евангельской проповеди, а лишь софистов, вернее сказать, неразумных детей. Невежда и варвар говорят и убеждают в том, до чего не дошел на земле ниодин человек – это доказательство богодохновенности их слов. Простецы, люди необразованные, неученые поборали великих мудрецов легко, что доказывает их богопросвещенность.

Евангельская весть привлекала к себе людей своей божественной силой, а не силой внешней (ибо язычники говорили, что христианство поддерживается императорами, поэтому процветает). Но свщмч. Вавила претерпел во времена языческих императоров, и, несмотря на гонения, христианство победило.

Обвиняли христиан и в том, что много у христиан различных направлений (ересей), поэтому язычники, мол, не знали, какое из учений избрать, всякий говорит: "У меня – истина". Это – не повод к уклонению от христианства. Мы веруем Писанию, Писание удобопонятно, и кто согласен с ним, тот – христианин, кто нет – тот противится истине. Почему, желая купить одежду, тщательно учишься, как купить хорошую, если хочешь приобрести нечто другое – также пытаешься хорошо узнать об этом. Очевидность истины – яснее солнца. Но воспитанному в пороке трудно воспринять сразу свет евангельский.

Возражали, что христианство распространяется силой внешней. Златоуст на это обращает внимание на историю Церкви Христовой. В 5 беседе на 1Кор. (очень интересная беседа) он раскрывает принцип исторического доказательства. Он рассуждает: сказали мы, что по порядку дел человеческих невозможно было рыбарям одержать верх над философами, однако, сделало возможным, значит – это дело благодати. Им самим невозможно было помыслить от таких делах, но не только помыслили, но и привели в исполнение. Если бы не видели воскресшего Христа, не победили бы вселенной. 12 человек оказались способны выйти отважно на столько ратоборств – преобразование нравов целой вселенной.

Ты говоришь, что апостолы проповедовали Христа, потому что любили. Но было вернее возненавидеть Его, потому что дал им ложные надежды. О чем они могли проповедовать? О том, что Он страдал – это все знали. Что украли Тело Его ученики – это и воины говорили. Но что Он воскрес – никто не знал. Но апостолы, наделенные силой Божией, не рассуждая ни о слабости своей, ни о мужестве врагов, проповедали Христа по всей вселенной. Враги их не только преодолели, но и сами обратились, и мучители преклонились пред мучениками.