Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 79

Св. Григорий отличался скромностью – не приглашал на торжественные обеды, которые приняты в столице, что вызывало негодование столичного духовенства, привыкшего к пышности, роскоши. Св. Григорий, оставляя столицу, на Соборе произнес прощальное слово "К 150 епископам", которое содержит описание событий, связанных с его поставлением и служением на КП кафедре, которое оставило положительный след в жизни столицы. Ради церковного мира, Григорий жертвует собой, отрекшись кафедры, удалился в родной г. Арианск, но и оттуда он писал письма разным лицам, был в курсе всех событий, которые проходили в Церкви.

Скончался в 389 году.

Это была личность идеальная, возвышенная, и это определяло характер его деятельности. Он был более склонен к созерцанию, чем к практической деятельности, не отличался волевыми качествами, как св. Василий. Практическая деятельность его не привлекала. Едва приняв священство, он уходил в пустыню, едва став епископом, он оставляет свое место служения. Правда, в Сасимах он не был – он был назначен епископом, но пока состоялось рукоположение и служение в Назианзе на первых порах, то решился вопрос о Сасимах положительно, и город перестал быть предметом раздора, и ему не было необходимо туда отправляться, поэтому обвинения, воздвигнутые в КП, не имели под собой почвы. Св. Григорию не пришлось побывать в Сасимах и проявить свои возможности. Едва призванный быть епископом в КП, он отказывается. Это свидетельствует о том, что для практической деятельности св. Григорий Богослов не был готов. Св. Григорий прекрасно себя определяет: его главная забота – замкнув все чувства, отрешившись от плоти и мира, не касаясь ничего человеческого, носить в себе божественные образы, непрестанно делаться чистым зерцалом Бога, сожительствовать с ангелами, находясь ещё на земле, возноситься духом горе,. Всё, что мешало его созерцательной деятельности, он отрицал и от того отказывался. Ему было постоянно присуще желание бежать оттуда, где живут люди, поселиться с пустыне, жить со зверями, которые вернее людей, иметь одно преимущество перед животными – ум, ведующий божество. Долгое время его волновали мысли, связанные с выбором пути – созерцательной жизни или жизни в миру с аскетическим подвигом, и он избрал путь созерцательный. Он удалялся то в Понтийскую пустыню, в монастырь св. Феклы, то в другую пустыню.

Св. Григорий принес огромную пользу Церкви, потому что, благодаря глубине познания истин, которые касаются догматов Церкви, благодаря глубокому проникновению в смысл православного учения, он мог во всей полноте раскрыть учение о Боге-Слове, о Троице. В особенности этому способствовало то, что в столице эти вопросы обсуждались наиболее бурно. 5 слов о Боге Слове – речь идет о принципах православного богословия и учение о 2-м лице Пресвятой Троицы – и это побудило отцов Церкви наименовать его Богословом – никто более основательно, чем он, не раскрыл это учение.

Исследователи его творений восхищались его творениями, в которых рассматриваются вопросы, в сущность которых далеко не каждый мог проникнуть, как св. Григорий. Руфин говорит: "Григорий – муж несравненный во всех отношениях, доставил свет знаний Церквам. Ничего нет светлее его жизни, чище его веры, полнее его знания... О его вере не могли спорить и несогласные между собой. Ясно, что тот не содержит правой веры, кто не согласен со св. Григорием". На его творения более всего писались ученые комментарии – это свидетельство того, что его ценили за глубину богословствования. В этом отношении есть много свидетельств не только Руфина, но и п. Фотия, прп. Максима Исповедника. В своих проповедях он является не только богомудрым церковным проповедником, но и художником слова. Он ценит дар слова выше всех даров, которые он получил от Господа. В одной из его проповедей: "Дар слова приношу я Богу моему – это одно, что осталось у меня, чем богат я... Не хотел бы пренебрегать этого богатства, я утешаюсь им больше, чем всеми сокровищами мира..." В слове против Юлиана по поводу запрещения христианам посещать языческие школы: "Да разделит со мной мое негодование все любители словесности. Всё прочее оставил я другим, одно удерживаю за собой – искусство слова, и не порицаю себя за труды на суше и море, которые доставили мне это богатство... Не знаю, может ли быть что справедливее, как словом воздать благодарность за искусство слова словесным наукам". Это искусство, с одной стороны, врожденный его дар, с другой стороны, плод его образования, которое он получил, главным образом, в Афинах. С самых ранних лет он смотрел на искусство слова как на одно из сильнейших средств на защиту истины. В школах Кесарии Каппадокийской и Палестинской смотрели на это как на высочайшую науку. В Афинах между риторами устраивались турниры, которые выявляли наиболее искусного в слове. Неудивительно, что здесь учитель и ученики никого так не уважали, как красноречивых. Предметом школьных состязаний тоже было красноречие.