Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 29

От природы Ориген был одарен большим талантом к ораторству. Немало было обстоятельств в его жизни, благоприятствовавших к образованию его ораторского таланта. Пример его отца уже мог способствовать склонности к искусству слова. Необходимые основания к этому он впитал с молоком матери. Отец его заставлял заучивать наизусть отдельные места СП. Несмотря на ранний возраст, он заучивал большие отрывки из СП, интересовался не только прямым смыслом, но и сокровенным. Дальнейшие исследования давали ему возможность более обстоятельного и глубокого знакомства с первоисточниками христианского вероучения. Направление мысли предохраняло его от буквального понимания к более духовному. Развитию ораторских дарований способствовал и философский склад его мышления, и занятия философией. Он мудро применял свои философские знания и для философских богословских трактатов, но и для церковной проповеди. Несмотря на все эти предпосылки, Ориген в своей проповеди не является оратором как это было принято для определения ораторского искусства светского. Несмотря на правило, которое Ориген установил для церковной проповеди, которое должно было дать толчок для других проповедников применять внешние знания, чтобы строить проповедь в соответствии с требованиями риторического искусства, сам Ориген не всегда пользовался риторикой. Его проповеди мало отражают влияние ораторского искусства. Во всей полноте применять ораторские знания он не считал необходимым. Поэтому его проповеди не отличаются ораторским искусством, как проповеди отцов более позднего времени (как в похвальных словах).

Ориген хорошо знал и философов как Платон. Более всего он любил ссылаться на него. Следуя во многом этим философам, Ориген не стремился к тому, чтобы находиться в рабской зависимости от их произведений.

Ориген был знаком и с гностическими системами, он понимал вредность этих построений. Ориген понимал вредность гностических построений гностиков, и боролся против них.

Ориген был всецело поглощен тем, чтобы свои труды основывать на СП. Это касалось любых его трудов. Всецело проникнутый идеей обоснованием всего на СП, Ориген был всецело поглощен изучением текста СП.

Проповедь является следствием тех больших трудов, которые были связаны с изучением СП. То, что делал Ориген как экзегет, он делал в более популярной форме и в церковной проповеди.

.

В свою бытность в Александрии, Ориген как мирянин не проповедовал с кафедры церковных собраний, но его беседы о вере и нравственности хотя и не были проповедями в собственном смысле слова, не только были подготовкой проповеднической деятельности, но и имели большое значение как собственно проповедь. В Кесарии он уже проповедовал с разрешения местного епископа.

Полный расцвет его проповеднической деятельности относится к последнему периоду его жизни, когда он был поставлен во пресвитера на 48‑м году своей жизни. Он проповедовал постоянно, не только в праздничные и воскресные дни, занимаясь в своих проповедях толкованием СП под влиянием практики века мужей апостольских . Он больше обращал внимание на тексты СП ВЗ. Проповедовал большей частью без особого приготовления, поскольку его проповеди были популярным изложением его ученых работ. Иногда ему не было времени специально приготавливать проповедь. В 245 году его проповеди стали записывать скорописцы с его разрешения. Раньше беседы его издавались им самим (беседы на Луку, Судей, Иова). Очевидно, это его переработанные изыскания, касающиеся толковательных трудов Оригена.

К концу его жизни у него было большое количество проповедей. Точная цифра не может быть определена. Иероним: Ориген произнес не менее 1.000 бесед. Это трудно проверить, т.к. в связи с последующим гонением на оригенистов и произведения Оригена, его проповеди были во множестве истреблены. Учитывая то, что проповедническая деятельность Оригена продолжалась несколько десятков лет, зная о том, что Ориген отличался большим энтузиастом, ревностью к проповеди, можно предполагать, что он изъяснил в проповеди все книги СП, за исключением Апокалипсиса, который не был в то время предметом общецерковного толкования. Это предположение.