Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 13

Дидаскалия восприняла в себя некоторые элементы профитии и даже глоссолалии, и т.о. получила усовершествовании: от глоссолалии горячность чувства, от профитии силу и выразительность слова. Во II веке дидаскалия окончательно утверждается как единственная форма проповеди, и это связано с устроением Церкви. Имеется ввиду и иерархический, и богослужебный строй, который во II веке приобретает конкретные очертания. Сущность устройства богослужения, которая получило начало во II веке, в том, что агапы отделены от Евхаристии, а Евхаристия соединена с поучением. Т.о. дидаскалия была возвышена до степени составной части богослужения, это произошло во II веке постепенно; нет указаний, чтобы это было при апостолах. После кончины апостолов с появлением лжеучителей, с оскудением количества лиц, которые могли проповедовать как профиты и глоссолалы, постепенно возрастающей реакцией со стороны язычества (гонения), естественно было возникнуть в Церкви заботы об установлении постоянных норм, определенного чина для богослужения и жизни христиан вообще. Церковная жизнь получает централизацию – всё объединяется вокруг епископа. Св. Игнатий Богоросец. 4-я глава послания Филадельфийцам: «старайтесь иметь одну Евхаристию,.. ибо один епископ;.. где епископ, там должен быть и народ,.. непозволительно совершать без епископа Вечерю любви».

В это время, как мы находим это в «Апостольских постановлениях» (III-IV), богослужебный порядок обуславливался не частными замечаниями предстоятеля, а чином. Общественное богослужение слагалось из псалмопения и общих молитв, чтения СП, поучения, и только после этого следовала молитва Господня и Евхаристия. Всем в собрании назначались определенные места и особое место для проповедника. Диаконы наблюдали за порядком во время службы. Эта общая схема богослужения соблюдалась повсеместно. Что же касается наполнения общего порядка, то оно могло слагаться в каждой христианской общине самостоятельно. Что касается псалмов, ектений, прошений, они должны были отражать нужды каждой Поместной Церкви. В результате упорядочения богослужения проповедь становится постоянной частью богослужения. Это уже не простая беседа, которая могла в апостольское время прерываться вопросами слушателей и ответами со стороны проповедника, а теперь проповедь приобретает монологическую торжественную богослужебную форму. Это ставит проповедь на видное место, это несомненная принадлежность каждого богослужения. Обычно проповедь имела форму экзегетических бесед, когда она следовала за чтением СП. Традиция, которая была при апостолах связана с толкованием СП ВЗ – апостолы должны были изъяснять СП ВЗ после его прочтения, связывать это с НЗ-ми событиями.

Во II веке читались и отрывки из СП НЗ. В основном, канон НЗ-х книг уже почти сформировался.

С разделением состава Церкви на клир и народ, проповедь становится не только обязанностью, но и правом особых лиц, которые поставлялись на иерархическое служение. Во II веке свобода проповеди в значительной мере ограничивается и становится обязанностью иерархических лиц, хотя кое‑где могла иметь место и проповедь мирян за богослужением. В основном же, миряне могли быть миссионерами, а что касается церковной проповеди, то здесь дело касается иерархии. Уже при апостолах пресвитеры нередко были учителями, неудивительно, что в середине II века, тем более, во 2-й половине II века пресвитеры становятся уполномоченными проповедниками. Апология св. Иустина: «в т.н. день солнца бывает у нас собрание в одно место... и читается, сколько позволяет время, сказания апостолов и писания пророков; потом, когда чтец перестанет читать, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам».

58-е апостольское правило канонически налагает обязанность проповеди на епископов и пресвитеров, иначе да будет отлучен, если же останется в нерадении и лености, да будет извержен. Судя по строгости формулировок, были какие‑то отступления от этого.