Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 104

Такое разделение не могло не быть вредным для миссии Православия, потому что всё это проходило перед глазами всего мира. Кто-то вследствие этого становились равнодушными к вере, некоторые свою ревность направляли на раскол. Некоторые пастыри боялись употреблять свою власть "вязать". Женщины своим вмешательством в общественные распри ещё больше способствовали разделениям и нестроениям в Антиохии.

Златоуст был учеником св. Мелетия, питал искреннюю к нему привязанность, как и к Флавиану. Но проникнутый духом любви, Златоуст возвышался над разделениями антиохийских христиан, поэтому он был пастырем и учителем не одних только приверженцев Мелетия, но и всей Церкви. Златоуст показывает, что не различие в догматах, а страсти человеческие поддерживают это разделение, к которому толкает тщеславие, чрезмерное самолюбие, властолюбие и другие пороки и страсти. Златоуст вооружается против такого несмысленного расположения к мстительности в деле церковном. Златоуст был готов претерпеть лишения, лишь бы был водворен мир в Церкви: "Претерпев обиды и оскорбления, я стал бы умолять Бога, и Он простил бы ваши грехи, ибо молитва обиженного за обидящих имеет большое дерзновение. Если же не умолил бы о прощении ваших грехов, то призвал бы в помощь святых".

Златоуст указывает на опасности, которой подвергает Церковь вражда. По имени мы братья, а по делам враги. Мы позор навлекаем на себя, губим паству. Соделаемся же членами единого Тела, облобызаем любовь и единомыслие! Вражда, разделение между православными доходила до нелепости. Православные проклинали друг друга, предавали анафеме. Это больше всего сокрушало Иоанна, и он сказал особое слово, касающееся этого предмета. В этом слове выражена истинная евангельская любовь и мудрость. Златоуст доказывает, что, проклиная друг друга, частные лица противоречат учению делам Спасителя и Его апостолов и божественному домостроительству. Какая цель евангельской благодати? Чтобы мы пожирали и угрызали друг друга? Христианство требует от нас большей любви. Закон говорит о любви к ближнему, а Христос повелевает и умирать за ближнего. Не священника, не левита, а самарянина Господь нарек ближним, потому что в нем нашлось милосердие.

Но вследствие этого случались не просто разделения, но и расколы. Во времена Златоуста было много обществ, которые долго терзали Церковь враждой. Златоуст ещё до пресвитерства понимал силу этого зла. В слове иноку Димитрию он писал, что всё превращено и приведено в беспорядок, не следов добродетелей. Были маркеллиане, последователи Павла Самосатского, Македония, но особенно сильными были ариане и аномеи. Еретики не щадили и друг друга, и каждая сторона старалась привлечь к себе как можно больше последователей. Златоуст с глубокой скорбью говорит: когда у всех была одна душа и одно сердце, а ныне в одной душе не увидишь того же единомыслия, но везде раздор.

Златоуст отличался кротостью нрава, но он не мог равнодушно смотреть на то, что вредило распространению истинного учения Церкви. Он обладал пламенной ревностью в Православии, имея непоколебимую твердость в вере. Он всегда содержал глубокую истину, что Христос и апостолы преподали нам не диалектическое искусство, но ясное учение, которое нужно ограждать добрыми делами и верой. Дух живой веры всегда руководил словами и делами Златоуста. Он на опыте видел, что отвлеченные словопрения чаще всего рождаются от праздности и нерадения, а споры с еретиками чаще всего ни к чему не приводят. Еретики ограждают себя правилом, чем бы спор ни кончился, не пременять своих мыслей. Златоуст говорит, что необходимо остерегаться вступать в спор с еретиками, потому что это будет бесполезно, и может оказаться вредным. Будучи побежденным в споре, православный, оставаясь при своих убеждениях, вооружается более усиливающейся враждой против еретиков. Поэтому Златоуст советовал людям, которые не имеют достаточного опыта в словопрениях не вступать в такие, потому что еретики очень упорны в отстаивании своих заблуждениях.