Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 9

1Кор. 14: пророки меньше, чем глоссолалы, могли производить беспорядков, но апостол делает свои ограничения и для них. Он требует только свидетельство того, истинные ли пророки. Была опасность, что тот, кто считал себя профитом, мог выдавать свои мнения и суждения за откровения свыше, и это не могло привести к благим результатом, напротив, могло производить смущение у присутствующих за богослужением. Но духа пороческого не следует угашать, но всё испытывать, чтобы держаться только доброго, а от всего худого, что может быть связано с профитией, отвращаться. Т.о. и над пророчеством был установлен контроль со стороны тех, кто обладал способностью испытания духов пророческих.

При таком положении дела особую важность имел тот способ христианского наставления, который требовал глубокого разумного отношения к истинам божественного Откровения. Это касалось дидаскалии, и этот вид поповеди предпочитает св. ап. Павел для лучшего назидания. На первых порах профития ещё первенствует, но, поскольку, в профитии тоже обнаруживались злоупотребления, каких не было в дидаскалии, постепенно дидаскалия всё большее значение приобретает в христианской общине. В отношении дидаскалии св. ап. Павел не делает ограничений. Все наставления ап. Павла о том, каким образом должны проявляться проповедь, направлены дидаскалам. В результате этих наставлений, уже в апостолських посланиях преподаваются определенные гомилетические правила. Именно дидаскалы могли подчиняться ориентирующим указиниям, в отличие от глоссолалов и профитов.

Дидаскалов было немного, и это придавало особый вес тем, кто обладал этим дарованием в ранней Церкви. Мы имеем свидетельства о результатах их исключительной деятельности. Дидаскалами могли быть те, кто чувствовал в себе способности к дидаскалии. Дидаскалами часто были не епископы или пресвитеры, потому что последние должны были заниматься вопросами, связанными с управлениями или предстоятельством, руководством общины. 1Кор. 12: не все апостолы, не все пророки, не все учители: дидаскалы сразу после пророков, до епископов (?). Ясное отличие между пресвитером и дидаскалом. Итак, в век апостольский сан не давал права быть дидаскалом. Необходимы были особые дарования на это.

Предстоятели Церкви давали право дидаскалии лицам более способным. В результате этого дидаскалы чем дальше, тем больше, соединялись с определенными лицами в общине; чем чаще эти лица выступали в общине, тем больше они совершенствовались в произнесении поучения по духовным потребностям своей общины. По мере того, как сокращалась деятельность глоссолалов и профитов, усиливалась деятельность дидаскалов. Впоследствии св. ап. Павел дает указания относительно дидаскалии, усиливая её значение. В пастырских посланиях св. ап. Павла мы имеем требования, которые предъявляет апостолам, пресвитерам, которые должны быть обязательно учителями. Раньше пресвитерство с учительством редко совмещалось. Святой апостол говорит, что предстоятель должен оградить свою паству от лжеучителей через проповедническое служение. Здесь требуются не меры административного порядка, а именно учительное слово. По этой причине св. ап. Павел называл тех, кто соединял пресвитерство с дидаскалией, имеющими сугубую честь, как обладающие двойной харизмой 1Тим. 5. Вследствие таких наставлений св. ап. Павла постепенно вырабатывается обычай, согласно которому в предстоятели поставлялись те, кто обладали даром дидаскалии. Ко времени смерти ап. Павла дидаскалия прочно приурочивается к епископскому и пресвитерскому служению. Ни говорение языками, ни профития, при этом, не соединяется ни с одной из церковных должностей. Что касается управления Церковью, чин богослужения – всё это требует, чтобы в предстоятели Церкви поставлялись люди, способные быть наставниками, учителями. Предпочтительнее пресвитерами и епископами поставлялись те, кто имел дар дидаскалии.