Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 24

В начале IV века в Александрии категорическое постановление о об отнятии прав проповеди от пресвитеров, на что имелись исторические обстоятельства – проповедь Ария. Сократ: пресвитер не проповедует в Александрии, что произошло со времени Ария. Созомен: в Александрии проповедует один только городской епископ – этот обычай вошел с тех пор, как Арий стал вводить ересь. Подобное мы видим и у Никифора.

В III столетии были более благоприятные условия для подготовки священнослужителей для церковной проповеди. Во II веке мы уже видим лиц, имеющих довольно широкое образование. В III веке уже появляется обычай записывать проповеди. Это обстоятельство должно было побудить проповедников заботиться о соответствующем построении проповеди в соответствии с правилами. Выбор во пресвитеры или епископы производился по слову апостола Павла – чтобы был учительным. Пресвитеры должны были предоставлять рекомендательные письма.

Соборы III века узаконивают правила о конкретных требованиях церковной проповеди – содержание, внешняя форма.

Всё это способствовало разработке определенных требований, которые учитывались при подготовке проповеднической деятельности через образования и нередко определяли выбор лиц для пресвитерского или епископского служения. Христиане, которые обучались в языческих школах, изучали риторику и философские системы, что способствовало развитию склонности к философской постановке вопросов, изложению тех или иных истин в соответствии с определенной формой. Что особенно важно, христианские проповедники проходили образование и в христианских школах. Кроме Александрийского огласительного училища, были и другие известные церкви, где, кроме изучения СП, произведений, которые сохранились до II века, изучали философию и другие мирские науки, чтобы обогатить предварительными знаниями, чтобы подготовить к принятию богословских истин. Оригена считали великим философом, не только христиане, но и язычники. Ориген побуждал своих учеников заниматься философией. Правда, он делал выбор определенных философских мнений. Тем не менее, философия была общеобязательным предметом при изучении богословия.

Благодаря такой постановке образования, те, кто проходил христианскую школу, обладал большой эрудицией по широкому кругу вопросов. В христианских школах изучалось, прежде всего СП ВЗ и НЗ. Сохранились труды Оригена, касающиеся СП (как гекзаплы).

Есть свидетельства, что ещё до Оригена в Кесарии Палестинской была основана школа пресвитером Памфилом. В Иерусалиме и других местах были библиотеки, где собирались книги СП и другие писания христианских авторов, которые изучались. Сохранилось "Похвальное слово" Оригену (230 г.), автором которого является св. Григорий Чудотворец – непосредственный ученик Оригена. В нем св. Григорий Чудотворец, пройдя курс обучения, свидетельствует, что после приемных испытаний ученики проходили элементарный приготовительный курс, затем логика и диалектика, естествознание, геометрия, астрономия. После этого Ориген знакомил учеников с христианским учением о нравственности. Одновременно он также поводил мысли философов и поэтов, которые тоже говорили о нравственности. И только после всего этого Ориген переходил к тексту СП. Пример Оригена побуждал и других устраивать подобные школы. Многие очень хорошо знали Оригена, приглашали его проповедовать, к нему приезжали издалека.

Библиотеки при епископских кафедрах играли определенную образовательную роль. В Кесарии была библиотека Памфила, которой пользовался для своих сочинений знаменитый историк Евсевий. Библиотеки должны были быть во всех благоустроенных христианских обществах; каждая кафедра имела свою школу: т.н. "клир" при епископе – это своеобразная школа, где должны были проходить курс. Анагносты (чтецы) должны были проходить курс под руководством пресвитеров, чтобы понимали, что читают. Известно, что в III столетии появился обычай записывать проповеди. Это известно об Оригене. Его проповеди записывались потому что они были довольно влиятельными, некоторые приезжали, чтобы слушать его, из других мест.