Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 108

Некоторые из христиан, увлеченные спорами, впадали в другую крайность. Заботясь о нахождении аргументов против еретиков, люди забывали, что требуется и жизнь, соответствующая этим догматам. При таком одностороннем подходе они проявляли нерадение в жизни. Такой "догматист" сухой, отвлеченный, был порицаем Златоустом. Златоуст внушал слушателям, что христианство требует и правоты догматов, и святости жизни, и одно без другого невозможно. Вера без дел есть одна наружность без внутренней жизни. Представим себе сребролюбца, предателя, верующего право – какая ему от этого польза? Если кто не имеет правой жизни, нет ему пользы от его правой веры. Если будем иметь всю веру и разумение Писания, но не будем творить добро, то ничто не препятствует нам погибнуть.

С давних пор в Антиохии обитало значительное число иудеев, которые имели свои синагоги как в городе, так и предместии, и они старались найти себе последователей даже среди христиан. Во время Златоуста обычным среди иудеев было хищение, лихоимство, они привлекали к себе людей развратных. Иудеи обольщали словами, уловляли в свои сети людей простых и неразумных. Их привлекали дома, как владевших врачебных искусством. Своей хитростью они сильно действовали на суеверные умы многих жителей Антиохии. Поэтому неудивительно, что слабые верой христиане ходили в иудейские синагоги, соблюдали некоторые иудейские обряды. Златоуст указывает, что такие христиане ходили и в храм, видимо не отпадали от христианского общества, но по своему суеверию считали возможным сочетать то и другое. В самом начале своего пресвитерства Златоуст позаботился вразумить христиан, указав им опасность от смешения христианства с иудейства.

В 386 или 387 году написал он особое сочинение против иудеев и язычников. Он произнес ещё 8 слов против иудеев. Первое слово – в августе 386 года за 3 недели до поста. Затем 2‑e слово против иудеев. Следующее слово – в 387 году за несколько дней Великого поста. Этом же году осенью были произнесены последние слова против иудеев. Он показывает жалкое состояние иудеев и показывает, почему Господь отверг иудеев – за их противление против Бога. Прежде всех воссияло Солнце правды, но они отразили Его. Они всегда противодействовали Богу. Когда надлежало соблюдать закон, они отвергали его, а теперь, когда закон престал, они упорно его исполняют. Закон, в своё время полезный и необходимый, при совершеннейших средствах, дарованных Христом, остается бездейственным. Закон оказал много пользы естеству нашему, но ты не даешь обнаружиться ему. Мы обязаны закону тем, что душа наша стала способна к восприятию высшего любомудрия. Кто же останавливается на законе, тому он остается бесполезным. Желающие оправдаться законом лишатся благодати, ибо навлекут на себя клятву, налагаемую законом: "Зане не оправдится от закона всяка плоть".

Златоуст доказывает, что никогда не осуществятся надежды иудеев на пришествие Мессии и на восстановление их прежнего гражданского и церковного устройства.

Всего хуже пребывать в упорстве и раздоре, делить на многие части хитон, который не осмелились раздирать и воины.

Как почитать память отцов I Вселенского Собора, которые поставили время празднования поста и Пасхи. Доказательство их мудрости – изложенная ими вера, заградившая уста еретиков. Как доблестные воины, отовсюду текли туда представители Церквей, неся на себе язвы Христовы. Их сих подвижников состоял весь Собор. Думаешь, иудеи премудрее отцов, собравшихся в Никее?

Златоуст заботился, чтобы церковные деятели заботились не только об обращении иудействующих, он, что каждый верующий должен проявлять заботу о спасении своего ближнего. Каждый должен обличить своего брата, затем пред свидетелями, после этого поведать Церкви, т.е. пресвитерам и епископам. Никто не должен думать, что если кто знает о заблуждении и не проявляет заботы о ближнем, не будет отвечать о нерадении о спасении своего ближнего. Необходимо обращать грешника на путь покаяния.

02.04.99