Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 39

7.  Мефодий Патарский (или Тирский, или Римский)

Священномученик. Все 3 названия оправданы. Олимп Ликийский – местечко близ Патар (сначала тут был епископом), Тир Финикийский – потом был тут епископом. Умер в 311-312 годах, дата рождения неизвестна. Это оригинальная личность: последователь Оригена в деле проповеди и его противник в богословствовании. Тир – главный город Финикии – центр культа Астарты, который проявился и в христианстве в виде гностиков сирийских. Поэтому Мефодий пишет трактат о девстве: Господство духа над чувственностью человека прославляется. Это – "Пир 10‑ти дев" о преимуществах целомудренной жизни. Григорий Нисский использует "Пир 10‑ти дев" в трактате об образе и подобии. Преподобный Андрей Кесарийский в "Толковании на Апокалипсис", Иоанн Дамаскин и п. Фотий цитировали "Пир...". Мефодий написал и другие произведения в основном против оригенистов, т.к. в епархии Мефодия было много их (Ориген некоторое время жил в Тире).

Церковный историк Сократ: Мефодий уважал лично Оригена, но против неверных толкований Оригена выступал со всей силой красноречия. "О воскресении мертвых" – против оригенистов. "О сотворенном", будто мир совечен Богу и не имеет начала – сохранилось в отрывках в Библиотеке п. Фотия. "О свободе воли" против сирийских гностиков валентиниан (будто Бог – источник зла).

Язычник Порфирий действовал в епархии Мефодия. Блж. Иероним: Мефодий написал "до 10.000 стихов против Порфирия", отрывки есть в Иоанне Дамаскине.

Толкования: на Бытие, Песнь Песней, об Аэндорской волшебнице, на Псалмы, на Апокалипсис, на Евангелия (всё это упоминает блж. Иероним). Некоторые произведения сохранились только в славянском переводе в Московской библиотеке. Об этом написал работу владыка Михаил (Чуб), который собрал все славянские рукописи св. Мефодия (это была магистерская работа владыки, который преподавал в ЛДА общецерковную историю). Форма античного диалога Платона – излюбленная форма образованного языческого общества – её использовал св. Мефодий, т.к. писал для этого слоя общества.

"О свободе воли" – диалог между православным и валентинианином, где православный одерживает победу над еретиком. Эрудиция Мефодия велика. Блаженный Иероним называет его "красноречивейшим мужем", Епифаний тоже хвалит за ученость, п. Фотий и другие называют "великим". Архиепископ Филарет Черниговский: "Мефодий склонен к диалектическому исследованию...". Т.е. произведения Мефодия отличаются аттическим красноречием, но и христианской мудростью. Содержание произведений мы не будем касаться подробно. По поводу гомилетических произведений существует сомнение в их аутентичности:

"В неделю Ваий", "О Симеоне и Анне" (видимо, на Сретение), отрывки «о святых мучениках" и "О кресте" (последнее точно не принадлежит св. Мефодию). Сомнения касаются содержания: будто бы оно "ниже" по уровню, чем мысли Мефодия. Но это можно объяснить тем, что:

1. гомилия – это импровизация;

2. борзописцы могли упростить;

3. гомилия и не рассчитана на тонкость построения и отделки фраз.

Поэтому вопрос о подлинности сочинений Мефодия открыт. "В Неделю Ваий" и "О Симеоне и Анне" богословски развиты, но не высоки по риторике, поэтому ученые сомневаются в аутентичности. Эти ученые говорят: эти произведения с именем Мефодия есть произведения более поздней риторики, когда появился "цветистый язык" и т.п. (т.е. в византийскую эпоху). Это важное замечание – о внешней форме проповедей с именем Мефодия.

Теперь – о внутреннем содержании. В этих проповедях мы видим развитое богословие (омоусиос, учение о Божией Матери и т.п.). Феотокос вошло во употребление только после IV Вселенского Собора. Но это не безусловные аргументы, т.к. термины могли употребляться и раньше, но ещё не были общеупотребительными (так, например, Ориген употребляет "феотокос" и говорит, что уже до него этот термин употребляли). В проповедях Мефодия много византийского витийства – это главный аргумент против аутентичности.