Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 113

Был и такой обычай в Антиохийской Церкви, что верующие не до конца богослужения пребывают в храме, а выходят из церкви до окончания службы. Во времена Златоуста это носило ещё более заметный характер, потому что после Евангелия обязательно была проповедь, и многие приходили только чтобы послушать проповедника, а после этого выходили. С одной стороны, это объяснялось тем, что сюда могли приходить язычники и еретики, привлекаемые славой проповедника, и против этого никто не мог возражать. Но вместе с теми, кто не должен был присутствовать на литургии верных, уходили и верные, что свидетельствует о том, что сказанное проповедником не воспринято должны образом, ибо проповедь должна побуждать к тому, чтобы участвовать в Евхаристии. Если же слушатель выходит из храма – это свидетельствует о том, что слушатели не усвоили сказанного. И проповедником это должно восприниматься как обида, как недостаток в проповеди. Златоуст серьезно касается этого и говорит об этом неоднократно.

23.04.99

Некоторые из христиан оставляли богослужение сразу же после причащения. Поспешая из храма домой, они толкали друг друга, спешили раньше других причаститься, чтобы скорее выйти из храма. Это создавало сумятицу, шум. По этому поводу Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорит: "Представь, к какой трапезе ты прикасаешься... На пиршестве земного царя вы почтительно вкушаете яства, но когда Бог приглашает вас на Свою Трапезу, ты с шумом приступаешь к сей Трапезе... Неужели в этот час надобно тебе знать, что у тебя дела, что ты живешь на земле. Предстоят ангелы, братья тайноводствуются, а ты уже бежишь, не благодаришь Бога за то, что ты принял".

Златоуст выступает против любого благоговения, которое он видит в храме. Как пристань доставляет безопасность, так и дом Божий обуреваемым мирскими делами дает возможность стоять в великой тишине и безопасности, – говорит он. Каждый, кто входит в храм, с благоговением должен относиться к тому, что там происходит, и только так человек может почерпнуть духовные блага. "Дом сей есть духовная врачебница, какие язвы ни получим в мире, исцелим здесь". В Церкви веселие скорбящих, отдохновение утомленных, упокоение трудящихся.

Особенное внимание он уделяет вниканию в Священное Писание и в духовные песнопения, которые напитаны божественной Премудростью. Надо внимать и размышлять о том, что говорят нам эти песнопения.

Наслаждающимся Священным Писанием невозможно выйти отсюда, не получив какого-либо великого блага. Убеждая христиан заботиться о приобретении священных книг, Златоуст говорит, что если иные бедны, что не в состоянии приобресть книги, могут в церкви слушать.

Ничто так не возбуждает и не окрыляет душу, не делает любомудренным, как согласное сладкопение. Сама природа наша чувствует приятность и что-то сродственное ей, и даже дети не плачут и успокаиваются. Это повод ко всякому любомудрию, потому что высокие учения псалмов очищают душу. Павел: не упивайтесь вином, но паче исполняйтесь Духом, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви.

Обличая неблагоговение в храме, Златоуст с ещё большей ревностью обличает тех, кто редко посещает храм, только в большие праздники множество людей в храмах. В слове на Богоявлении (пользуясь тем, что множество людей пришли): все вы сегодня благодушествуете, один я нахожусь в смятении, сидя столь большое духовное море, а потом видя, как мало людей в храме на других богослужениях. Пловцы и кормчие стремятся в пристань, а вы стремитесь только носиться обуреваемыми по морю. Неужели вы думаете, что при малом внимании к делу можно изучить важнейшее из искусств: угодить Богу.

Златоуст касается и таких проблем, которые имеют отношение к мировоззрению и к тем или иным представлениям христиан о предметах, имеющих важное значение для духовного восстановления. Некоторые из христиан имели ложные представления о свободе человеческой, верили в непреодолимость судьбы, что было привнесено из язычества. Златоуст говорит, что недостойно для христианина ставить выше себя какую-то необходимость: "Диавол ввел ложное учение о судьбе и необходимости". Ничто не препятствует стать добрым тому, кто хочет, потому что добродетель для нас естественна, а порок противоестественен.