Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 7

Профи,тия. Ап. Павел характеризует это как проявление религиозного энтузиазма, совершающегося в пределах самообладания, самосознания, и в смысле назидания признается апостолом более полезным, и этот способ речи также является даром от Бога. Человек сознавал указания Духа, как и произведения своей собственной мыслительной деятельности: и духи пророческие пророкам повинуются. Это определенный критерий, потому что в век апостольский многие находились и во власти иного духа, поэтому ап. Павел говорит, что должен был и человек, которые обладает даром различения духов – это тоже определенные ограничения в выступлении профита. Понятие об этом роде проповеди можно составить по Апокалипсису св. Иоанна. В «Пастыре» Ерма также говорится о пророчестве, как особом даре и способности предсказывать грядущие события, которые, как мы видим в Апок-е, представляются в таинственной форме, в образе, примерах, сравнениях, которые требуют определенного истолкования. Содержание речей пророков было, по-видимому, обширно и разнообразно. Они не были только предсказателями будущего, и чаще всего не касались эсхатологии. Может быть, они говорили о будущем на несколько лет вперед и о той общине, где они находились. Главной же задачей профитов было раскрытие христианской веры и благочестия и обличать те отступления, которые мешали осуществлению дела спасения. По свеой форме выступления профитов были связаны с тем, чтобы подать назидание присутствующим, поэтому апостол ставит пророчество выше дара языков. Речи профитов воспринимались всеми, требовалость только испытание пророков – истинный ли это пророк, или ложный.

Не все христиане могли находиться в состоянии экстаза глоссолала или вдохновения профита, поскольку не всем в одинакой мере было присуще осознание величия Божия, и не все могли обладать одинаковой способностью к вдохновению. Были более склонные к рассуждению. Они и назывались дида,скалами, которые имели дар учительства. Они усвоили христианство путем изучения истин христианского учения, обладали умением передавать истины учения Христова. С одной стороны, их речи были плодом дарования свыше, с другой стороны, это было связано с усвоением истины Христовой. На богослужебных собраниях дидаскалы вели рассуждения о содержании евангельского учения, отвечали на вопросы, недоумения людей о тайнах веры. СП читалось и толковалось на богослужениях по примеру Господа Иисуса Христа. Для ихъяснения СП требовалось глубокое знание текста СП и дар Духа для истолкования СП применительно к жизни христиан.

Очевидно, этот способ учения соотносился с образованием и умственными дарованиями; учебные центры были в Коринфе, Ефесе, Афинах. Коринфяне «обогащены всяким словом и разумом». Себя ап. Павел почел признать невеждой в премудрости, но отнюдь не в разуме. Премудрость имеется ввиду научное образование, а «разум» (гносис) имеется ввиду познание, которое даётся как дар свыше. Иногда среди учителей оказывались лица, в должной мере обладавшие премудростью (как Аполлос в Коринфе – муж словесный, сильный в книгах), и обращали на себя особое внимание со стороны христиан. Коринфяне предпочитали Аполлоса и самому ап. Павлу за его красноречие. Таким же, вероятно, был и Зина Законник (Тит 3). До христианства он, видимо, занимался изучением Закона. Таких дидаскалов было мало, но они уже были на самых первых порах Церкви, и с течением времени их чисто постепенно увеличивалось.

1Кор.12: одному дается слово премудрости, иному же слово разума – слово премудрости тоже может быть даром Духа. Слово разума означает изложение христианского учения, соединенное с глубочайшим проникновением в смысл христианской веры – в этом видят зачаток христианского богословия как науки. Истинное красноречие заставляет признать господство христианского вероучения над другими. Слово же разума имеет бо,льшее значение, потому что это вера разумевающая, проникающая в сущность предметов. Но лучше всего, если эти два дарования сочетаются в христианском дидаскале. Постепенно к концу апостольского периода дидаскалия занимает первое место.