Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 35

06.11.98

Влияние Александрийской школы вообще и Оригена в частности было огромным на Востоке. Сохранились проповеди и восточных, и западных богословов, в которых чувствуется влияние Оригена. Святой Григорий Неокесарийский, св. Мефодий Патарский, св. Ипполит Римский в "Философу,мена" и в других произведениях защищает Православие от язычников (против Платона). Святой Григорий Неокесарийский – блестящие проповеди.

III век – плеяда замечательных мужей, которые использовали свою мудрость (и языческую внешнюю мудрость) для апологии христианства. Проповеди того времени отражают влияние Оригена. "Слово на Богоявление" св. Ипполита Римского схоже с таким же "Словом..." св. Григория Чудотворца. В III веке заметно дальнейшее развитие проповеди. Присутствует профетический элемент, который заключается в выборе предмета проповеди. Воистину пророческое вдохновение характерно для III века в проповедях! Это – прототип наших акафистов: они построены так же торжественно. Имеется тесная генетическая связь с проповедями II века. Но есть и новое – это способ речи – употребляются молитвенные обращения, оригинальные обороты речи. Т.е. есть элементы проповеди II века, но есть и новое, появившееся уже в III веке.

5.  Святой Григорий Неокесарийский Чудотворец

Из г. Неокесарии. Мирское имя – Федор. С братом Афинодором после языческого классического образования (т.к. были сынами богатых язычников) много путешествовали. Хотел после Александрии отправиться в Берит (Бейрут), чтобы посвятить себя юридическому делу: сначала учебе, затем работе, но по пути в Берит останавливаются они с братом в Кесарии Палестинской, где Фирмиллиан (будущий епископ) познакомил их с Оригеном, который в это время жил там. "С первой же беседы мы были пойманы, как птицы в силки, словом Оригена", – говорит сам о себе св. Григорий Чудотворец. 5 лет они вдвоем (Феодор и Афинодор) учились у Оригена. В "Похвальном слове Оригену" Григорий рассказывает о системе школы Оригена (см. выше и патрологию). В 239 году Григорий, получивший это имя в крещении, вернулся в Неокесарию и целиком отдался служению Церкви. Местный епископ Амасийский Федим рукоположил Григория во епископа Неокесарийского. В начале служения Григория в Неокесарии было 17 христиан, в середине служения – "народ", в конце служения уже язычников оставалось меньше, чем 17. Святой Григорий Нисский, Василий Великий (его старший брат) называет св. Григория Чудотворца Великим и говорит, что враги называли его "2-м Моисеем". Это очень достоверные сведения, т.к. они получены от бабки Григория и Василия – Макрины, которая жила в Неокесарии и учила своих внуков христианству по Неокесарийскому Символу веры. Евсевий Кесарийский в 6 книге "Истории" говорит о Григории Чудотворце. Св. Григорий известен каноническим посланием, которое вышло в канонический сборник. VI Вселенский Собор назвал Григория Чудотворцем. Святой Григорий со своим братом Афинодором (еп. Понтийским) и соучеником Фирмилианом (еп. Кесарии Палестинской) присутствовал на Антиохийском Соборе 264 году против Павла Самосатского. Святой Григорий Нисский написал

"Похвальное слово св. Григорию Чудотворцу".

Творения св. Григория Неокесарийского:

"Слово на Благовещение";

"Слово на Богоявление";

"Слово на день всех святых".