Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 64

Немало у него кратких изречений, которые располагаются одно за другим, не имея между собой связи. Желаешь найти правильный образ жизни – упражняйся в уничижении. Желая отведать сладкого – попадешь в сети врага. Блажен человек, любящий только всеблагого Бога. Полагай твердое основание, чтобы поднять его на бо,льшую высоту.

Его язык наполнен сравнениями, но это не является тем существенным, на что нужно обращать внимание в его проповедническом наследии. Внешняя сторона проповеди – это особенность его проповедей, но главное – это содержание, которое полностью нравственно-аскетическое.

Прп. Ефрем Сирин как бы сам исповедуется Богу во всеуслышание, изливает покаянные слезы и побуждает своих слушателей каяться пред Богом для того, чтобы освободить свою душу и всецело посвятить свою жизнь Богу. В этом отношении он стоит отдельно от других проповедников, хотя подобные приемы мы видели у св. Исаии, хотя там лишь один из примеров. У прп. Ефрема это постоянный метод, который ярко проявляется в каждой проповеди. Почти в каждой проповеди можно найти более или менее пространные рассуждения о грядущей судьбе. Он искренне проникается глубоким чувством покаяния, которое проявляется в пролитии слез, и в искреннем сострадании к своим пасомым. Самое главное – он стремится к тому, чтобы его пасомые понимали, что в этой жизни ничто не может заменить блага будущего века.

Необходимо непосредственно обращаться к богатому наследию прп. Ефрема.

12.  Догматико-полемическое направление проповеди

IV век представлял собой для этого вида проповеди благодатную почву.

Среди проповедников: св. Афанасий Великий, который стоял во главе борьбы Православия против ариан, и его проповеди подражали заботу всей Церкви о чистоте Православия и надлежащим образом отражали нападения еретиков, их козни. Святой Афанасий поэтому является во главе догматико-полемического движения. Но его наследие изучается по предмету Патрологии, поэтому мы только упоминаем о нем.

13.  Святой Кирилл Иерусалимский

Для своей Церкви он был великим наставником, проповедником, деятельность которого ярко проявилась ещё во время его пресвитерского служения и развивалась во время его служения как епископа. Святой Кирилл родился в 315 году в Палестине. Родители его были очень усердные благочестивые христиане, которые воспитали св. Кирилла в верности Православию, но позаботились, чтобы он получил соответствующее образование, хотя точно неизвестно, у каких педагогов он учился. Может быть, он достиг той высоты богословских знаний при помощи имевшейся в Иерусалиме библиотеки, устроенной его предшественником епископом Александром. Он с юных лет вел аскетический образ жизни, но подвизался не в монастырях, а в мирских условиях, был очень известен архиепископу Иерусалимскому Макарию, который около 335 года рукоположил его во диакона. Через 10 лет он был поставлен во пресвитера с возложением обязанности катехизатора и проповедника. Это свидетельствует, что он обладал достаточными знаниями в области церковного вероучения. Примерно через 5 лет (350-351 годы) святой Кирилл был избран во епископа Иерусалимского. Это избрание произошло благодаря содействию партии арианского епископа Кесарии Палестинской по имени Акакий.

На I Вселенском Соборе утверждались права, которые отнимали права их главного епископа – Кесарии Палестинской, и св. Кирилл должен был войти в столкновения с Акакием, который не признавал прав Иерусалимского епископа. В Кесарии в 356 году состоялся арианский собор, который низложил св. Кирилла. Ариане, как всегда, нашли благовидный предлог: что св. Кирилл продал церковные предметы в пользу бедных во время голода. Он был низложен и должен был удалиться в г. Тарс к епископу Силуану (полуарианин). Здесь найдя поддержку, святой Кирилл занялся проповеданием Слова Божия. Акакий требовал удалить св. Кирилла из г. Тарса, но Силуан не удалил. Св. Кирилл продолжал трудиться, и в результате его служения там проявилось много проповедей, многие из них вошли в собрание проповедей св. Кирилла.