Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 20

Будем же и мы из благодарящих и послуживших Богу, а не из осуждаемых. И сам я несвободный от искушений стараюсь стяжать праведность. С помощью Бога Истины я читаю вам поучения, чтобы внимали, чтобы спастись. Из этого замечания видно, что послание было написано раньше, а затем зачитано.

Не будем отвращаться, когда кто‑либо нас наставляет. Мы имеем ум, омраченный суетными желаниями, и не знаем, что в нас есть. Если мало время потерпим в этом мире, воскресение унаследуем. Скончавши житие свое, возвеселимся с отцами на небе. Не смущаемся, видя, как праведные богатеют. Если подвизаемся ради Бога живаго в нынешней жизни, то в будущей будем увенчаны. Заключается проповедь благодарением Богу, что сподобил дать наставление, а слушателям – воспринять это наставление.

Проповедь составлена в духе апостольского учения, есть своеобразные мысли, толкования, тексты, которые приводятся не в таком виде, как в СП (м.б. это связано с тем, что были различные списки священных текстов, и переписчики могли допускать изменения – что трудно, правда, предположить). Послание отличается задушевностью, отеческой заботой. Постоянно чувствуется желание проповедника заострить заботы нравственной жизни, подготовке к скорой встрече Господа. В конце проповедник касается некоторых моментов настоящей жизни, просит своих слушателей, чтобы они не смущались в этой жизни, когда грешники изобилуют в этом мире, а праведники угнетаются.

Климент Александрийский. Не обозначен в святцах, не называется святым. Родился в Афинах, получил там образование. До обращения занимался языческими мистериями, в которые был посвящен. Затем обратился ко Христу и стал ревностным проповедником христианства. Он предпринял путешествие с целью познания христианского учения (Италия, Палестина, Сирия), слушал многих христианских учителей. В Александрии встретился с Пантеном, наставником Александрийского огласительного училища. Остановился он на продолжительное время, пока "не познал, к чему стремился". Он остался здесь, остался помощником Пантена, а затем преемником по управлению училища. В конце II века (полагают, что в 190 году) он был рукоположен во пресвитера и продолжал возглавлять училище. В 203 году он удалился в Каппадокию во время гонения Септимия Севера. Полагают, что он скончался около 217 года в глубокой старости.

Благодаря обширным занятиям, которые он предпринимал в различных местах, он обладал большой эрудицией. Действовал в духе Пантена, стремясь к соединению веры со знанием в одной стройной системы. Он придерживался того же принципа, что и его учитель: знание должно быть верующим, и вера должна быть знанием, поэтому он неоднократно об этом говорил в "Строматах". Нет знания без веры и веры без знания. Любая наука должна проникаться верой, а истины веры должны иметь научное построение. Когда достигается гармония между верой и знанием, мы имеем истинный христианский гносис (совершеннейшую философию). Теория соотношения веры и знания имела очень большое значение для богословов Восточной Церкви, в отличие от утверждений некоторых известных мужей, которые на Западе, в частности, устами Тертуллиана, что наука, имеющая языческое происхождение, должна быть отвергнута. Эта теория в известной степени воплощена в трудах мужей апостольских, затем в трудах Оригена. Применительно к этой своей теории, Климент Александрийский в 3-х своих сочинениях (Протрептик (или увещание к язычникам), Строматы и Педагог) последовательно рассматривает учение язычества, античную науку, образованность, христианство и его отношение к языческой философии. Наконец, он рассматривает христианство само в себе (Педагог).

Климент явился и последовательным защитником аллегорического метода толкования СП, поэтому он оказал большое влияние на развитие этого метода в богословских сочинениях.

16.10.98