Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 30

После того, как сочинения Оригена были признаны еретическими, на них начались гонения, и до нас дошли лишь 205 бесед полных и несколько отрывков. Серии проповедей у него есть:

17 бесед на Бытие

13 бесед на Исход

16 экзегетических бесед на Левит

28 на Числ

26 на Иисуса Навина

9 на Судей

2 на 1Царств

9 на псалмы.

2 на Песнь Песней (нет сомнений, что Ориген истолковал всю книгу Песнь Песней, потому что она давала много возможностей для аллегорий

9 бесед на Исаию

21 на Иер.

14 на Иезекииля

39 на Луку.

Есть у него и отрывки, главным образом на ВЗ. Из бесед на Деяния. 2 на послание к Евреям (отрывки).

Большинство проповедей Оригена сохранились только в латинском переводе. Есть 2 версии: прп. Иеронима Стридонского (близок к тексту подлинника), 2. Руфина. Этот перевод не отличается точностью. Руфин был почитателем Оригена, поэтому старался сглаживать места, которые могли показаться соблазнительными для читателей того времени.

Некоторая часть бесед Оригена сохранилась на греческом подлиннике.

Место и время произнесения как сохранившихся, так и несохранившихся можно установить лишь для немногих проповедей. Проповеди эти произнесены не ранее 243 года, когда Ориген позволил записывать свои проповеди. Может быть. были записаны проповеди и более раннего периода. Самыми ранними считаются проповеди на Луку. Многие считают, что беседы на СП НЗ считается лучшими, потому что здесь употребляется менее всего аллегорический метод. Современники Оригена (Амвросий, друг Оригена) считали, что лучшие проповеди у него – на ВЗ. Здесь он более широко применялся аллегорический метод.

Внешнее построение. Оно почти одинаково. После того, как анагностом прочитывался отрывок книги, Ориген толковал этот отрывок стих за стихом, на одних словах останавливался больше, на некоторых меньше, другие вовсе оставляет без объяснения. Иногда оставляет буквальный смысл, останавливался больше на нравоучении, всегда настаивал больше на аллегорическом толкователя. По просьбе слушателей Ориген избирал именно то место, на которое они указывали. Бо,льшую часть он начинал прямо с текста,

Обычно Ориген приводит текст и сразу начинает его толковать. Проповеди заканчиваются славословием и словом "Аминь". Общепринятые нормы Ориген соблюдает.

Временя на проповедь от 30 минут до более, чем час. О своих проповедях О. говорит с большой ревностью. Иногда он просит слушателей тщательно проверять то, что он сказал, на основании Священного Текста. Просит он слушателей молиться, чтобы проповедь принесла пользу для слушателей.

30.10.98

Необходимо несколько ближе познакомиться с экзегетическим методом Оригена, т.е. коснуться вопроса о том, как Ориген понимал требования к толкованию СП. Под непосредственным воздействием философии образовался его взгляд на существо веры, цель и содержание СП, на его настоящий смысл, на способ изучения СП, на то, что открыто и сокрыто в СП. Ориген, который стремился к тому, чтобы всё подчинить евангельскому и библейскому учению, он всё направлял к тому, чтобы в свете СП представить всё, что имеет отношение к церковной проповеди. В некоторых своих беседах он указывает на отличие толкования от проповеди. В проповеди во всей полноте представлять то, что представляется в научном толковании, нельзя; его экзегетические беседы требовали от 30 минут до 2 часов и более. Ориген аргументировал свою позицию: он не находит возможность в гомилиях объяснять весь текст слово за словом, а остановиться лишь на более важном, из чего можно вывести назидание.

"Мы несем теперь служение не изъяснения СП, но назидания Церкви, хотя это не помешает внимательному слушателю находить в наших словах верный путь к изъяснению СП... Мы соберем нечто, как некоторые цветы с полного поля, благословенного Господом".

Кто не вникает в таинственный духовный смысл СП, те находятся на детской степени духовности. Он делил людей на высший, средний и низший класс по проникновению в духовный смысл СП. Себя он причислял к высшему классу. Таких людей не так много, большинство же людей нуждается в самых простых назиданий. Для духовного христианина буква Писания – лишь покрывало духа, которое нужно откинуть для глубокого духовного созерцания истины.