Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 55

Созомен называет прп. Ефрема непричастным греческому образованию. Это лишь указывает на отрицательное отношение прп. Ефрема к греческому образованию, он не использует это образование, но это не означает, что он не знал этого образования. Его первый наставник св. Иаков Низибийский (племянник Парфянского царя) имел полное греческое образование. Плоды этого образования не могли благоприятно отразиться и на св. Ефреме (св. Иаков скончался примерно в 350 году). Сирский биограф: св. Иаков был с прп. Ефремом на I Вселенском Соборе. Внимая ученым диспутом, прп. Ефрем не мог не проникнуться уважением и к самим отцам, и к греческому образованию, которое они обнаруживали в спорах. Поэтому прп. Ефрем в определенной степени должен быть причастным к греческому образованию.

В самой Низибии было училище, которое закрылось лишь после смерти св. Иакова во время опустошения Сирии персами. Там преподавал прп. Ефрем Сирин, а до этого времени он мог быть учеником в этом училище. Прп. Ефрем продолжительное время жил в г. Едесе. Едеса отличалась тем, что здесь было много училищ. Св. Григорий Нисский хорошо знал прп. Ефрема и говорил, что он намерен не только продолжать образование, но и сообщать плоды своего образования. В Едесе существовало тогдашнее научное образование в полном объеме, и творения прп. Ефрема показывают его знакомство не только с творениями отцов (Ириней, Ориген, Григорий Богослов, Григорий Нисский), но и с языческими авторами (Сократ, Аристотель, Платон), и с физикой и другими науками. Поэтому если не в Низибии, то в Едесе прп. Ефрем занимался изучением этих наук (или самообразованием, или под руководством одного из опытных педагогов того времени).

Известно, что он, находясь в Едесе, жил вместе с очень известным аскетом по имени Юлиан Савва. В лице этого подвижника прп. Ефрем видел образец христианского совершенства. Он был сначала столпом Православия в Антиохии, затем переселился в Едесу. Может быть, именно Юлиан Савва знакомил прп. Ефрема с научными методами толкования в Антиохийской (или Александрийской?) школе (что чувствуется в творениях прп. Ефрема).

В Едесе прп. Ефрем участвовал в спорах с язычниками, обращал их в христианство. Это было невозможно без образования. Он боролся с еретиками, основывавшимися на восточной дуалистической философии. Арианство породило много различных направлений рационалистического характера, которые имели место в Сирии, и здесь тоже требовались определенные знания в философии и диалектике, чтобы противостоять этим еретикам.

Прп. Ефрем сам основал в Едесе школу, давшую несколько ученейших церковных учителей. Сочинения прп. Ефрема обнаруживают в нем не только знание СП, но и современного ему греческого богословия, мирской литературы. Этим объясняется то, почему прп. Ефрем пользовался уважением св. Василия Великого, который восхищался, удивлялся его учености, хотел поставить его во епископа. Св. Григорий Нисский составил ему похвальное слово. Прп. Ефрем мог узнать о греческой мудрости и по сирским переводам греческих авторов, и в школе.

Учитывая все эти обстоятельства, надо сказать, что прп. Ефрем Сирин был на высоте положения своего времени по учености, постигал высшие умозрения в философии, с легкостью слова изобличал всевозможные заблуждения, Обилием мудрости он превзошел греческих писателей. Он неоднократно порицает лжеименную философию за многоречивость, суесловность. В слове "О добродетелях и пороках" он стоит на уровне тогдашнего философского знания, очень четко и убедительно говорит о добродетелях и противоположных им пороках и страстях.

Прп. Ефрем не только хорошо знал внешнюю мудрость, но главным образом он обращался к Слову Божию как источнику веро- и нравоучения. Поэтому он всецело посвящал себя СП. Он заботился о пользе и необходимости знания вообще. На изучение СП он настаивает с особой силой в "Слове подвижническом": "Природа есть земля, произволение – земледелатель, а СП учит, что надо насаждать. Только СП дают разумение и силу, чтобы привить веру к неверию, прилежание к нерадению... Божество к человечеству".