Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 6

Время внутрицерковной проповеди. Строго определенного времени в апостольский век установлено не было, но были указания относительно того, когда собирались христиане. Естественно, что на каждом таком собрании свв. апостолы или ближайшие их помощники проповедовали.

Поскольку первоначально апостолы могли проповедовать в Храме, то там они могли проповедовать в субботы, а также в те часы, когда назначена общественная молитва (1,3,6,9), а в домашних собраниях обычно вечером – после трудового дня.

В это время и для внутрицерковной проповеди существовала определенная свобода, но к концу апостольского периода появились ограничения, связанные с появлением лжеучителей и лжепророков. 1Кор. 1,14 очень подробно описывается богослужение первых христиан. Во время такого собрания со словом назидания или с церковными песнопениями назидательного характера могли выступать каждый из присутствующих; во время собраний проявлялись многоразличные дарования (учительства, пророчества, назидания), поэтому все могли поделиться тем, что провещавал Святой Дух тем или иным лицам. Правда, ап. Павел определяет и регламент тем, кто выступает во время общественного богослужения; ограничения связаны и с увеличением времени богослужения, и с такими как глоссолалия и пророчество.

За апостольский период, который продолжался 60-70 лет происходили изменения относительно права проповеди. Синагогальный период оказался кратким. Процесс обособления происходил с различной скоростью в различных местах. В центре обособление началось и закончилось значительно раньше, чем на периферии. Определить хронологические рамки окончания этого поцесса трудно. Проповедь могла вестися в вопросоответной форме, в такой беседе одинаково могли участвовать все присутствующие. Но когда собрание по домам стало общественным, приходят определенные ограничения. Постепенно к концу апостольского право проповеди переходит к тем, кто обладает особыми харизматическими дарами, и диалогическая проповедь постепенно уступает место монологической. Беседа св. ап. Павла с ефесскими пастырями (20 гл.) имеет монологическую форму. То же самое в 20 гл. говорится о проповеди в Троаде. Очень интересно эта проповедь в Деяниях обозначена: в Троаде было в виде диалога первая часть: диалего,менон (dialegome,nou tou/ Pau,lou) – Деян. 20,9, а вторая часть – монологическая: гомили,сас (o`milh,saj) (Деян. 20,11), хотя в нашем переводе это не обозначено, и употребляется один термин – «беседа».

Апостолы в течение долгого времени устрояли Церкви, чтобы тех, кто только обратился ко Христу, наставить на путь истины. Преемники апостолов продолжали проповедь апостолов в общинах, а сами апостолы продолжали и миссионерскую проповедь, считая, что в этом и должно заключаться их апостольское служение.

В век апостольский проповедь святых апостолов и их преемников имела различные направления. В частности, проповедь являлась в виде глоссолалии, профи,тии и дидаскали,и. Это 3 основных направления проповеди, хотя нельзя ограничивать только этими тремя видами. В это время были чрезвычайные дарования, и они разнообразным способом проявлялись в жизни первых христиан.

Глоссолалия. Об этом даровании первый раз упоминается в Деян. 2, когда повествуется о сошествии Святого Духа на апостолов. Здесь имеется ввиду неожиданно, внезапно дарованная способность говорить на других языках, чтобы они могли научить все народы. Такое дарование однажды описано, и в дальнейшем мы не видим подобных действий Святого Духа. В то же время, 1Кор. 14 довольно подробно говорится о глоссолалии, которая обнаруживалась в рядовых христианах, и здесь дар языков описывается с признаками, которых нет в книге Деяний 2. Прежде всего, внутреннее состояние глоссолала характеризуется как состояние особого экстаза, о котором он говорит во 2Кор. 12 – был восхищен на небеса и не знает, был ли в теле или вне тела. Глоссолал иногда не отдавал себе отчета в том, что говорил. На основании слов ап. Павла видно, что не всегда была связность, стройность, которая была свойственна естественной речи. Иногда не все понимают то, что было сказано глоссолалом, поэтому для упорядочения речей ап. Павел требует, чтобы на собрании говорил и тот, кто обладает даром толкования языков. Он вносит и определенные ограничения в выступлении глоссолалов, которые до этого могли выступать вместе. В 14-й главе ап. Павел говорит, что, когда нет толкователя, дух молится, а ум остается без плода; речь глоссолала выражала личные восторженные чувствования, которые не давали пищи присутствующим. Глаголание языков было лишь знамением силы перед лицом язычников, у которых также были подобные экстатические излияния. Христианские глоссолалы могли производить сильное впечатление на тех, кто обратился из язычества.