Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 40

Несомненно принадлежит Мефодию отрывок "о святых мучениках" – сохранился у блж. Феодорита Киррского. "Мученичество – удивительно, вожделенно. Сам Господь пострадал и дал нам пример..." Это – свидетельство от III века, что уже тогда чествовали мучеников и были в их честь похвальные слова. Это связано с мученическими актами, которые зачитывались при богослужении.

Слово "О Симеоне и Анне" (видимо, связано со Сретением), сохранилось в полном объеме. "Наш святейший праздник... дает человечеству радость..." – так начинается эта проповедь, указывая, что это сказано на праздник в храме. Тут видна основная тенденция в проповедях того времени – привлечение событий из жизни Христа – младенца Христа несут в храм, а к нему приходят – прокаженный и исцеляется, слепой – и прозревает, мытарь – и кается и т.п. Упоминается и Святая Дева, т.к. праздник богородичный. Мефодий привлекает пророков (Ис.6) и говорит: "Принесись, слушатель, мыслию к славному Вифлеему... Вот стоит Божия Матерь, как престол девственный. На нем восседает Христос... Вокруг – царство серафимов... Скажи с Моисеем: сей мой Бог и прославлю Его, вознесу его, славно бо прославися...". Этот прием – обращение к слушателям, что активно применяли проповедники раньше. Мефодий передает настроение Симеона: "...тот входит в храм и говорит: Тебя жаждаю... Тебя ожидаю,.. Ты – Бог, и после Тебя не будет другого у Отца Твоего Единосущного (омоусиос)... Ты – прекраснее сынов человеческих... Итак, веселись, Дево, ныне со мною, – я узрел Спасителя мира..." – это монолог Симеона, что напоминает нам диалоги в проповедях на Богоявление у св. Григория Чудотворца и у св. Ипполита Римского. В этом монологе чувствуется основная тенденция того времени – как можно ярче представить Христа как Богочеловека, подчеркнуть Его божественное достоинство.

Гомилетика 20.11.98 и далее

Особенно проповедничество ярко в т.н. Золотом веке святоотеческой письменности. Проповеди связаны с актуальными проблемами того периода.

Писались и богословские трактаты, но для того, чтобы их создать, необходимо было больше времени, а проповедь непосредственно реагировала.

1. Догматико-полемическая проповедь – одно из направлений проповеди.

2. Нравственно-аскетическая проповедь. Связан с подвижничеством. В это время появляются киновии, которые организуются по правилам (самое древнее – прп. Пахомия Великого). Монашеская жизнь имела свой вклад, люди в монастырях всецело посвящали себя Богу. Насельники должны были в субботу или воскресенье собираться вместе, а в остальные дни нести послушания. Для новоначальных были наставления. Монашествующий должен был заниматься богомыслием над СП. Сохранились слова наставлений со стороны наставников монастырей, которые просты, по форме напоминают проповеди апостольского времени; беседа могла прерываться вопросами. Иногда это было на основании частной беседы.

Главный акцент нравственно-аскетической проповеди – на жизнь человека, духовная брань. Наблюдаем глубокий анализ порочных состояний, и здесь рассматриваются принципы духовной брани, те моменты, которые освящают процессы духовной жизни человека. Монастырские проповедники должны были учитывать, что в монастырь приходили люди из мира, и они также нуждались в наставлениях морали.

3. Ораторско-практическая проповедь. Церковь в IV веке получила определенные права, поэтому многим знатным язычникам было необходимо было принимать христианство. Но по своей жизни они не всегда сразу становились христианами, потому что много было связано у них со старой жизнью, языческой. Многое в государственной и общественной жизни определялись римскими законами. Не всё сразу можно было сделать, чтобы христианство по самой сути стало достоянием государственной и общественной жизни. В администрации было много людей, которые были фактически язычниками (особенно в провинциальных городах). В общественной жизни было много моментов, которые удерживали прежние обычаи: общенародные праздники, некоторые государственные праздники, которые носили сугубо языческий характер. Всё это в значительной степени связывало новообращенных христиан с теми традициями и обычаями, которые были очень живучими, и от них было невозможно сразу освободиться.