Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 33

Иногда и сам Ориген скорее извлекает дисгармонию своим толкованием, он нередко ищет не то, что свойственно СП. Произвол в толковании он не только считает дозволенным, но и в высшей степени необходимым для настоящего проповеднического искусства. Иногда нравоучительные мысли, сами по себе верные, извлекаются из утонченного аллегорического толкования, которое можно изложить и обосновать гораздо проще и доступнее, чем посредством сложных и мистических толкований, к которым прибегает Ориген. Иногда прямой смысл, истолкованный Оригеном, лучше, чем его натянутые аллегории по этому же вопросу. Когда он говорит о нравоучении, речь его более ясна, проста, отличается задушевностью, особым благочестием. Нравственные требования у Оригена очень строгие; он отвергает даже такие поступки, которые не запрещены ни общими основаниями христианства, ни евангельскими требованиями. Вместе с мученичеством он особо одобряет девство. Не отвергает супружества, но неодобрительно смотрит на второбрачие. На обычные христианские требования нравственности он смотрел, как на нечто низкое и хотел поставить более высокие требования. Он считал, что за буквой СП скрывается более чистая мораль. Так угодно было самому Богу в Своих писаниях выразить истину не прямо и открыто чувственными словами, а аллегорически, особенно в ВЗ. Христианство также действует иногда страхом, но от этого действительная мораль не изменяется, она открывается лишь совершенным. Всегда нужно стремиться к тому, чтобы постигать высшую мораль в СП. Благодаря аллегорическому толкованию можно раскрыть и истинную нравственность, которая заключена в требованиях СП НЗ.

О догматических вероучительных истинах. Догмат – основа нравственности. Благодаря высшему ведению можно лучше уразуметь и догматические истины, и благодаря этому нравственные, основанные на догматах. У Оригена всё было связано: и догматические истины, и нравственные.

02.11.98

А) Сегодня – о 2 беседе Оригена на Левит 4. Тут сочетаются 3 способа толкования. Начало – описание иудейских обрядов жертвоприношения, а затем их объяснение. "Человек един" приносит в жертву овцу по одной причине, козла – против сладострастия, горлицу – в знак целомудрия двух голубей. "Душа" же человека приносит в жертву только хлебы и муку, т.к. не имеет ничего иного. Ориген считает: "душа" – это "душевный человек", по ап. Павлу. "Первосвященник" же приносит в жертву тельца (Лев.4), но не так, как "человек един" приносит тельца. Ориген: в божественных законах содержится и угроза, и милость одновременно. Первосвященник – тоже не свободен от греха, но он – исповедует свои грехи. Телец для жертвы – то как священный дар приносится (всё сжигается), то как жертва за грех (сжигается только жир и почки). Ориген: выше наших сил уразуметь это, и трудно для ваших способностей (подчеркивание деления слушателей на разряды). В этом тельце узнаём Иисуса Христа (по Еф.), то, что жир и почки жертвы за грех сжигались вне святилища, Ориген толкует как то, что Христос пострадал на земле "за станом" Своим, т.к. постоянно Он сидит рядом с Отцом. По нравственному объяснению "первосвященник" – это наше стремление к религиозности, т.к. священники направляют нас к этому. Т.е. "первосвященник" – это "ум", "разумный смысл" человека. Если согрешает князь, то должен принести в жертву козленка (Лев.4). Этот "князь" – наш "ум", поэтому если душа наша согрешила, то пусть приносит в жертву "козу". Для христианина прилична более строгая дисциплина, чем для ВЗ-го человека, т.к. жертва Христа неизмеримо выше ВЗ-х жертв. Ориген описывает результаты НЗ-жертвы: 1. отпущение грехов в крещении; 2. отпущение ради смерти мучеников; 3. ради дел миссионерства; 4. ради того, что сами мы прощаем кому‑либо; 5. ради того, что обращает грешника от пути его; 6. ради любви Христа; 7. слезами: исповедание пресвитеру со слезами ежедневное, – и тут Ориген делает ссылку на Иак., где говорится о елеосвящении (считая это таинством исповеди). Тут – глубокие рассуждения нравоучительного характера у Оригена, рассуждая о причинах прощения грехов. Крещение – жертва тельца; мученичество – жертва козла; милосердие – овна или козы; прощение ближним – горлица или два птенца; ...слезное покаяние – хлебы, жареные на сковороде. И этот последний вывод можно было и раньше сделать, "не притягивая за уши" аллегорические сравнения-рассуждения.