Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 50

Изучая внутреннюю духовную жизнь человека и законы нравственного бытия, автор подробно развивает психологическую теорию. Он утверждает, что по собственной природе есть тело у ангелов. Это суждение можно принять в том смысле, что всё, что создано, имеет материю. Есть материя более тонкая, есть более грубая, потому что абсолютным духом является лишь Бог-Творец. Прп. Макарий отмечает: Хотя они (душа, дух) и тонкие, но по тонкости своей имеют и тонкие тела. Душа имеет образ и вид, подобные ангелу. Как внешний человек имеет вид, так и внутренний человек имеет вид. Автор высказывает такую точку зрения, чем старается объяснить некоторые явления. Душа имеет руки, язык, которым говорит, уши, которыми слышит.

Нравоучительное содержание богато. Оно здесь составляет основу тех назиданий, которые мы здесь видим. Не представляя глубоких исследований или систематического построения нравственного учения, автор по частям излагает все те вопросы, которые касаются нравственного учения. Главным образом, речь идет о внутренних процессах, протекающих в подвизающемся человеке. По временам, он касается внешних моментов. Это вполне естественно, когда внутренние процессы побуждают человека обнаруживать свое отношение к конкретным явлениям, которые проявляются видимым образом: отречение от мира, от мирских занятий и целый ряд других вопросов, касающихся повседневного труда подвизающихся в качестве отшельников или общежительных монастырях.

Более всего автор касается действия божественной благодати, взаимодействии божественной благодати и свободной воли. В 28‑й беседе речь идет о свободе воли и ее отношению к благодати. На основании беседы видно, что задан вопрос: каким образом многие облагодатствованные вновь падают? Не потому они падают, что благодать оскудевала, но потому, что искусилась свободная воля. Для чего было сказано: Духа не угашайте, если бы Дух был неугасим? Своим несогласием ты погашаешь его действие. Сказано: не оскорбляйте Духа Святаго. Иногда люди богатые и знатные отлагают свое богатство, облекаются одеждами убогими и вместо славы терпят бесчестие по своей воле. Природа наша способна и к добру, и ко злу, а противная власть может только склонять, но не принуждать. Петр был укоряем, и Павел разлучился с Варнавой. И духовные искушаются, потому что у них есть свобода. И на них нападают враги. Хотя апостолы и не возносились, однако, нельзя сказать, что благодать в них действовала с принуждением их воли. Человеческое естество имеет власть и может обращаться к добру или оттуда удаляться. Как воин может употребить оружие и не употреблять его и при всей возможности победы заключить мир. Так и христиане если хотят, могут не воевать с диаволом, если хотят, могут быть Сыном Божиим или сыном погибели. Сам сатана соблазняет людей, не зная, будут ли они служить ему. Человек самовластен, и, если хочет погибнуть, никто ему не запрещает. Природа неразумных существ связана. Змея по природе хитра и ядовита – таковы все змеи. Голубь простодушен и чист – таковы все голуби. Но человек не таков: один хищен, как волк, другой кроток, как овца, хотя и тот, и другой из одной человеческой природы.

С такой же ясностью проповедник объясняет необходимость благодатной помощи. Отчасти, и в 28‑й беседе, но подробнее во 2‑й и 44‑й.

Если бы кто увидев летающую птицу и захотел бы полететь, то не смог бы. Так и человек, желающий быть чистым, не сможет сам, без Божией благодати, ибо не имеет крыльев. Мы не чада ночи, но являемся сыновьями света. Как ветхий человек на ложном пути, так и совлекшие с себя ветхого человека, стали чистым и украшенным образом Божиим.

О действии молитвы. В этих беседах говорится достаточно много о молитве и благодати. Одно из 7‑ми слов о совершенстве одно целиком посвящено молитве. Начало всякого прилежания и всякой ревности – постоянство в молитве, в которой мы можем достичь совершенства в Боге. Кто сам ежедневно стремится к молитве, тот разгорается в божественной любви и приобретает святость. Молится истинно тот, кто молится тихо, воздерживаясь от громких восклицаний. Кто среди разнообразных занятий дня посвящает хоть 1 час молитве, тот чувствует свой дух возвышенным и увлеченным горе,. Такие часы человек восклицает: о если бы ты, душа моя, вознеслась ко Господу вместе с молитвой.