Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 75

Святой отец вскрывает причины и побуждает своих слушателей, чтобы, кто имеет возможность, помогал другим. Каждый думал, что нужно сохранить только себя, и этого имущества не будет достаточно и для себя. Но св. Василий убеждает даже тех, кто кажется неимущим, чтобы они делились с более неимущими. Эти выдержки говорят, прежде всего, о практической направленности проповеди – увещание, обличение. Но здесь обнаруживаются и приемы ораторского искусства, которые делают проповедь весьма убедительной. Приемы ораторского искусства побуждали не только переменить мысли свои, но и улучшить ситуацию в жизни. Святой Василий Великий применял приемы ораторского искусства с практической стороны, потому что люди, которые привыкли принимать слово, которое отличается логичностью построения и приемами, которые ярко изображали тот или иной предмет, нуждались такого слова и от проповедника. Он употребляет увещания, которые отличаются соответствующими приемами ораторского искусства.

Слово против ростовщиков (на окончание 14 псалма). Святой отец не мог не обращать внимания на такой тяжкий недуг, который был причиной, что ростовщики обогащались, а бедные ещё более становились бедными, потому что не могли рассчитаться с долгами. Он призывает к тому, чтобы они жили по средствам, а в случае бедствия это не должно побуждать их принимать помощь, которая создает большую опасность, и зарабатывать своим трудом.

Слово на текст "разорю житницы...", к обогащающимся, о милости и суде. "Мир, забывший Бога, отличается несправедливостью. В законе много повелений, чтобы не делать вреда ближнему. Милостыни любит Бог. С этой стороны испытывай себя человек, и богатый пусть приносит свои доходы. Нам повелено соблюдать справедливость. Не лихоимсвуй, потому что силен, напротив, покажи права справедливости. Для чего оскверняешь свое богатство, внося в него неправедные прибытки. Помилуй того, кому делаешь неправду, с ним поступи человеколюбиво. Бог – не сообщник разбойников и хищников и требует от нас равного и человеколюбивого отношения. Извлекая слезы обиженного, Он говорит: покрываете слезами алтарь нестяжанием. Будем творить милостыни и заботиться о соблюдении равенства. Осужден, кто не отдает бедному назад заклада (практика, связанная с деятельностью ростовщиков). Даже жившим под законом предписывалось оставлять в винограднике край поля, и не пожинать край поля пшеницы... Не от одних денег рождается в человеке превозношение, люди превозносятся не только тем, что облекаются в красивые одежды, созидают огромные дома, водят с собой множество слуг. Если народ возвел их в чин, если удостоил их каким-либо председательством, то видя себя выше человеческой природы, думают, что сели на облаках".

Богатые обязаны делиться своим избытком, и за неисполнение этого должны подвергнуться ответственности пред Богом. Что тебя так пленяет в золоте? Золото – камень. Что за счастье, вертеть рукой в камнях? Никакое богатство от смерти не избавит. Миновала ли кого болезнь ради денег? Где распоряжавшиеся народным собранием, сатрапы, властители? Не одно ли малое количество костей осталось от этого богатства?... У тебя большое количество десятин земли, отдели бедному... Тебе надо будет лишь место в 3 локтя... Богатство породило клятвопреступление, разбой..." Кроме того, богатые обязаны помогать бедным потому, что богатые – не собственники того, чем они обладают, они как бы приставлены к этому богатству как распорядители. "Кто не уделяет богатства бедным, тот хищник, потому что обращает в свою собственность то, к чему был приставлен как распорядитель... Люди, как дети Божии, все имеют на него одинаковое право. У одних его больше, у других меньше – это для испытания добродетелей".