Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 31

Именно благодаря тому, что духовный человек стоит на высокой ступени духовного развития, достигает состояния, когда вера достигает состояния гносиса. В толковательных гомилиях, поэтому, рассеяно немало элементов высшего ведения. Проповедь его вырастает из тех же начал его мировоззрения. Он понимает, что проповедь должна быть направлена для всех, кто присутствует в храме, но невольно увлекается созерцанию, которое открывается ему благодаря углубленному изучению СП.

Руководствуясь таким принципом, Ориген не думал дозволять себе произвольное отношение к букве СП. Христос и апостолы имели и учение сокровенное, открыть которое и служит обязанностью духовных христиан. В Евангелии сказано, что Господь наедине беседовал со своими учениками, но не сказано, о чем именно Он говорил. Он считал, что задача проповедника, поэтому, проникнуть в дух СП и раскрыть то, что сокрыто в НЗ. Историческая сторона христианства неизбежно при этом отходит на 2‑й план, что замечал и Ориген, поэтому требовал сопоставлять букву СП с духом. Усвоенный Оригеном принцип толкования СП мог подтолкнуть на то, чтобы игнорировать буквальный смысл СП, и Ориген был против этого.

Некоторые места СП по букве казались бессодержательными или даже вредными. В этих местах надо было искать таинственный смысл. Нет ни одной буквы, которое не содержало бы указания на высшие тайны. То, что говорят пророки, берут от Духа Божия. Нет ничего в СП того, что не происходило бы от Духа Божия – он был убежден в богодухновенности СП, поэтому с благоговением относился к тексту СП. Другое дело, что увлечение аллегорией приводило его на грань игнорирования буквы. Но это происходило от благоговения, а не от небрежения текстом СП.

Для своего гомилетического толкования СП он создал особую схему, которой всегда следовал. Эта схема заимствована от Филона. Она состоит в том, что в первоисточнике христианства – СП – Ориген хочет найти троичность, которая есть и в философских системах Платона и неоплатоников. "Весь мир подчинен началу тройственности. В нем есть видимое (чувственное), душевное и духовное. В Боге Три Лица. В СП закон, пророки и писание. В человеке тело, душа и дух. Поэтому в СП троякий смысл: буквальный, соответствует телу, душевный или нравственный и духовный, который соответствует духу".

Мистический или духовный смысл подразделяется на мистическо-аллегорический, приложимый к видимой Церкви и анагогический (?), указывающий на невидимую Церковь, мир духовный. Вместе с Платоном и его последователями Ориген всю вселенную считает за живое существо. Это также происходит от благоговения, которым проникнут Ориген. Особенно он высказывается об этом в комментарии на Левит:

"Тот Бог, который дал Закон, дал и Евангелие, кто дал видимое, тот дал и невидимое, ибо невидимое становится видимым через рассматривание Его творений. Видимое в законах и пророках родственно с тем, что невидимо, но заключается в законе и пророках. Поэтому Писание состоит из тела, души и духа. Не будем невнимательны к этому, призывая Того, кто дал нам тело, душу и дух. Тело подлежит тем, которые жили прежде нас, душа – нам, а дух тем, кто в будущей жизни достигнут небесной истины".

Это же в посланиях святого апостола Павла – только в будущей жизни будем видеть всё лицом к лицу. Тогда раскроется во всей полноте то, что сейчас раскрывается только гадательно.

"Душе, а не букве должны мы посвящать свои искания".

Возвышение до духа возможно лишь в будущем веке.

5-я беседа на Бытие: "Кто изучает закон, извлекает лишь незначительную пользу, пока толкует его буквально, а кто поставил целью для себя духовно рассмотреть вещь, то найдет значительный смысл в том, что по букве представляется незначительным".

Ориген в жертвах и других обрядовых моментах ВЗ находил глубокий смысл применительно к НЗ.

"Троякий образ должен быть. Простой человек назидается от тела. Кто несколько возвысился – от души Писания, совершенный же – от духовного закона, который есть сень небесных благ".