Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 43

Многие из учеников прп. Антония (как Авва Омун, Орсисий, Макарий Александрийский) известны как духовные писатели, от них сохранились соответствующие произведения.

Продолжим знакомство с нравственно-аскетической проповедью. Утвердившийся в IV веке обычай избирать из монашествующих епископов и участие монашества в догматических спорах говорят о том, что образование было на высокой ступени в монашестве. Кроме того, внутреннее развитие духовно-нравственных сил наложило отпечаток на их мировоззрение, поэтому этот вид проповеди господствует.

Эта проповедь – изображение духовных процессов в душе человека, когда он совершает свой нравственно-аскетический подвиг. Ученики предлагали вопросы наставникам о духовной жизни, поэтому в проповеди нравственно-аскетического направления отражаются эти моменты, которые волновали иночествующую братию. Проповеди носили диалогический характер, т.к. могли быть прерываемы вопросами.

Святые отцы-аскеты всегда исходили из Слова Божия, из наставлений прежде бывших отцов (монастыри обладали библиотеками).

По форме этот тип проповеди своеобразен и самобытен. Безыскусен, отсутствует последовательное развитие мысли, систематизация, искусственная аргументация. Наставления зиждутся на основании того, что они почерпают из СП, личного опыта и опыта преждебывших подвижников.

Прп. Антоний Великий, Макарий Великий, Марк Подвижник, Ефрем Сирин – занимались нрав.-аскет-й проповедью.

Прп. Антоний сам ничего не писал, а записали его ученики. Больше всего сохранилось в Добротолюбии. Родился в 251 году в Египте недалеко от пустыни Фиваидской (колыбель египетского монашества). В юности оставил родительский дом. Сначала поселился в совершенном уединении в пустой гробнице. Имел общение только с одним старцем, подобным ему отшельником. В это время было много отшельников, поскольку не было общежительного монашества. Под руководством этого старца он прожил 15 лет. Когда молва о нем стала распространяться, в 285 году он поселился в более уединенное место, где поселился в развалинах крепости, и лишь 2 раза в год он виделся с людьми, которые приносили ему пищу в виде сухих хлебов.

В начале IV столетия он стал принимать приходящих к нему людей, которые желали получить совет в личной или семейной жизни. Приходили к нему даже мудрецы-философы (одни – чтобы услышать мудрые наставления, другие – по другим). Это было время очень жестоких гонений, поэтому многие убегали от преследователей, становились отшельниками, селились недалеко от Антония.

Прп. Антоний и сам приходил к тем, кто нуждался в его помощи, иногда появлялся в Александрии, что было связано с обстоятельствами жизни Церкви. В 311 году он появился в городе, чтобы оказать помощь и утешение христианам.

После возвращения в пустыню множество людей последовали за ним, и образовался целый ряд келий. Затем прп. Антоний скрылся в очень далекую "внутреннюю" пустыню, где провел оставшуюся часть своей жизни – ок. 50 лет. К концу жизни прп. Антония, который подвизался как анахорет, начали образовываться общежительные монастыри, которые посещал прп. Антоний.

На прп. Антония смотрят как на великого учителя Церкви. Имп. Константин обращался к прп. Антонию, и он отвечал ему через учеников. Св. Антоний ходатайствовал перед императором за св. Афанасия. Борется против арианства. Скончался в 356 году на 105‑м году жизни, приказав похоронить в неизвестном месте.

Прп. Антоний не получил научного образования, прекрасно знал СП. Обладал большой памятью, легко и свободно цитировал любое место из СП. Обладал мудростью, которая поражала многих, приходивших прп. Антонию. Прекрасно знал догматическое учение, хотя специально не раскрывал догматы, лишь когда он сталкивался с арианами, высказывал догматические мысли. Большинство же наставлений носят нравоучительный характер, касаясь в большой степени внутренней жизни. Проповедничество 2-й половины его деятельности приложимы уже не только к монашеству, но и к мирянам.