Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 44

Синезий, еп. Птолемаидский, будучи ещё      язычником, удивлялся величию души прп. Антония, его учености, остроумию и находчивости, что необходимо в особенности в спорах.

Произведения прп. Антония.

"Слово о суете мира и воскресении мертвых";

7 писем (переведены с греческого на латинский, изданы в начале XVI века);

20 речей о добродетелях и пороках;

20 посланий (переведены с арабского на латинский);

правила, наставления, ответы, советы в 170 главах (изданы в конце XVIII века на греческом, переведены на русский, изданы в ХЧ).

Наставления даны в виде кратких изречений.

св. Афанасий, "Жизнь Антония" – почерпаем сведения о содержании проповеднической деятельности прп. Антония.

Имеется 2 направления:

1. Сугубо нравственное-аскетическое (1-я половина жизни прп. Антония);

2. Обще-христианская мораль (2-я половина жизни).

В 1-м случае господствует отречение от мира и всего, что в мире – имеет исключительное значение для монашество. Прп. Антоний имел обширное общение с иночествующими, которые только что пришли в пустыню, приходили и из мира люди в монастырь, поэтому он вникал в то, что происходило в мире, и его наставления начинают носить обще-христианский характер. "Ответы языческим философам" относятся к этому периоду. Мудрецы пришли к нему посмеяться (потому что он человек неграмотный). "Если вышли к человеку неразумному, то ни к чему ко мне идти, если же к разумному, то подражайте мне, сделайтесь христианами, как и я – христианин". "Как он может сделаться лучше, удалившись в пустыню и живя без книг? – Что прежде произошло, разум и мысли или буквы и письмена? Человек может и без книг усовершаться, ибо природа – моя книга". "Проповедуемое нами учение о кресте Христовом – доказательство мужества; сами язычники учат о ниспадении душ в тела человеческие;.. воплощение нисколь не унизительно для Божества". Были философы, которые приходили к Антонию и чтобы почерпнуть что‑то полезное. В беседе с философами св. Антоний говорил, что силы природы не должны быть предметом почтения и благотворения, что допускают язычники – это то же, что честь, достойную зодчему, воздавать зданию. Прп. Антоний очень умеренно вел полемику с арианами, иногда непосредственно, иногда же высказывал людям, которые приходили узнать, как бороться с арианами. "Арий измыслил нечестивое учение о Единородном: безначальное измыслил начальным, бесконечное – конечным...". "Не имейте общения с арианами, ибо нет никакого общения света с тьмой...".

Главное внимание обращает на вопросы христианской нравственности. Прежде всего, о нравственном значении дел он судит не по внешним проявлениям, а по внутренним расположениям, насколько дела проходят из любви к Богу. Сам по себе уход из мира – не добродетель; человек не может убежать от себя, многими нитями он связан с тем, что происходит в мире. Поэтому ни отшельничество, ни самые суровые труды – не добродетель, если сердце человека ещё прилепляется к мирскому.

В своих кратких изречениях довольно подробно он излагает христианский взгляд на пороки и добродетели. В свете добродетели пороки представляются наиболее рельефно. Добродетель присуща человеку, а пороки превзошли в человеческую природу. Святой Антоний указывает на необходимость упражняться в добродетели. Хотя добродетель присуща человеку, но без усилий добродетель не созидается. Чтобы доказать необходимость упражнения в добродетели: "Еллины предпринимают далекие путешествия, чтобы научиться наукам, а христианам нет нужны предпринимать далекие путешествия, чтобы научиться добродетели. Они образуются в душе, когда она действует согласно природе. Чтобы быть душе правой, нужно разумной силе быть в таком согласии с природой, в какой она создана. Уклонение от этого состояния создает порочность". Все добродетели необходимо стяжать в противовес порочному стремлению, которое произошло из‑за падения.