Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 15

Кроме канонических книг СП, на богослужении читались и объяснялись (Евсевий) «Пастырь» Ермы и 1-е послание св. Климента к Коринфянам, сказания о мучениках (напр. о мученичестве св. Игнатия, св. Поликарпа). Это начало практики, согласно которой и в дальнейшем читались жития святых за богослужением. Ныне у нас сохранилось только повсеместная практика чтения жития св. Марии Египетской.

Во II веке имел место и другой род проповеди, который не был непосредственно связан со СП – проповеди тематического характера. Исходным пунктом мог быть тот или иной факт из Евангельской истории или из жизни Церкви.

АП: не говорится категорически, что поучения состоят только из объяснения текста, а «пусть пресвитеры увещевают народ».

В подробном чине Литургии в VIII главе АП: поучение следовало непосредственно за поставлением нового епископа и было, очевидно, связано с этим событием: епископ пусть проговорит слова назидания, когда же он кончит слова учительные, пусть встанут. Очевидно, что здесь речь идет не о толковании СП, поэтому и написано не «гомилия», а «дидаскалия». Это назидание должно было отражать дух СП, но непосредственно не было связано с толкованием СП.

Такой способ проповеди, который не был связан со СП, мог быть связан преимущественно с христианами из язычников, но мог быть и у христиан из иудеев.

Св. Игнатий 5-я глава послания к Поликарпу: сестрам внушай, чтобы любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и по духу, равным образом и братию... которые женятся, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был по Господе...

Св. Ириней: не весьма сильный в слове не скажет больше, ибо никто не выше учителя, ибо вера одна и та же, не в том, чтобы измышляли иного Бога или иного Христа,.. показывали, что Бог явил долготерпение к отступничеству ангелов и к преслушанию людей,.. объясняли, почему Бог сотворил одно временное, другое вечное... Это – программа тематических проповедей, чтобы во всей полноте возвещать догматические и нравоучительные истины христианства. Эти проповеди основаны на СП, но не связаны с конкретными текстами СП.

05.10.98

Поэтому несправедливо думать, что предстоятели думали только о практических вопросах, но у св. Иринея мы видим целый ряд вопросов догматического характера. Если брать эти свидетельства целиком, учитывая и не столь развернутые свидетельства, как здесь, мы видим, что проповедников интересовали и теоретические вопросы (вероучительного характера) и вопросы нравственности. На первом плане стояло именно вероучительное содержание проповеди; это вполне естественно, потому что необходимо иметь твердые вероучительные основы для нравственного учения. Это мы видим и на примере свв. апостолов, которые говорили, что необходимо, в первую очередь, уверовать. Этого требования придерживались и ученики апостолов.

АП: проповедь имела своим предметом всё, относящееся ко спасению – здесь не только практические вопросы, но и нравоучение.

АП: во всю великую седмицу (которая предшествует Пасхе) и в следующую седмицу да не работают слуги, потому что та есть седмица страдания, а та воскресения, потому что нужно учиться, почему Он пострадал и воскрес.

Поучение представляло непосредственное толкование представляемых мест СП или из Писания заимствовалось содержание и было с ним согласно в духе и смысле.

Во II веке содержание проповеди охватывало весь круг предметов христианского мировоззрения (СП, догматика, нравственность, практические вопросы).

Климент Александрийский (Педагог). Мы находим очень подробное раскрытие того, что касается повседневной жизни христианина и его поведения дома, в семье, в обществе. Николай Барсов (проф.) считает, что «Педагог» представляет собой литературную переработку поучений, которые Климент говорил в храме. Действительно, здесь много подробностей, которые касаются практической жизни христиан, имеются живые зарисовки быта, критические замечания и наставления.