Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 57

пророческий – где содержатся предсказания о Христе;

типический – ВЗ является типом, образом Нового Завета; это название дано самим прп. Ефремом Сириным, в этом его отличие от других толкователей СП; этот способ толкования или смысл СП основан на том, что явления и предметы ВЗ прообразуют будущее вообще и касаются конкретно НЗ-х событий; часто этот смысл совпадает с первым, т.к. весь ВЗ является типосом, образом НЗ;

тропологический – соответствует моральному в системе Оригена; все обыденные явления должны быть истолкованы в смысле религиозных и нравоучительных идей.

Само наименование смыслов СП отличается у Ефрема и Оригена, но у Оригена последний способ толкования назначался для психических христиан, которые уже отрешились от буквы СП, но ещё не дошли до совершенства духа, не дошли до духовного смысла. Прп. Ефрем не так решительно высказывается по этому предмету и говорит, что нравоучительный смысл назначается для верующих вообще, тогда как первые 2 составляют высшую степень боговедения. Преимущества толкований Ефрема в том, что они не отвергают буквальный смысл, и с такого твердого основания прп. Ефрем простирается, чтобы найти прообразовательный смысл какого-то места СП.

Природу или сущность СП составляет прямой буквальный смысл, а духовный смысл возникает из стремления назидать. Истолкование буквального смысла СП – главная заслуга прп. Ефрема Сирина. Ещё до Златоуста вне влияния Феодора Тарсийского он ещё толкует СП буквально, хотя и не отвергает созерцание.

Восстает против иносказательного толкования 6 дней творения, подобно св. Василию Великому, есть сходство и со святым Иоанном Златоустом. У прп. Ефрема есть преимущества перед другими в том, что он хорошо знал древнееврейский, этнографию Палестины, и это широко применяет. У прп. Ефрема есть суждение о направлениях: он одинаково отрицательно высказывается против аллегории и против чрезмерно буквального понимания. Он ясно различает пророчества о Христе общеизвестные, которые никому, кроме Спасителя, относиться не могут, есть пророчества, которые относятся к известным событиям, и только прообразовательно могут относиться к прп. Ефрему.

Учительная деятельность прп. Ефрема была весьма разнообразна и обильна как по теме, так и по теме. По словам св. Григория Нисского, св. Ефрем написал толкование на все книги СП. Это не преувеличение, это свидетельство о его трудах. Сохранились на Моисея, Судей, Царств, Паралипоменон, Великих пророков, половина малых пророков, на послания св. Апостола Павла, на согласие Евангелистов. На основании этого нельзя считать, что все книги могли быть истолкованы, но такое возможно. Богословско-полемическая деятельность прп. Ефрема содержала в себе опровержение всех ересей, которые появлялись в Сирийской Церкви (антропоморфисты, маркианиты, мессалиане, аполлинаристы) – представители всех ересей, которые были преследуемы в центре.

Ему было разрешено проповедовать в Едесе и других местах, например среди египетских отшельников (где пробыл около 50 лет). Св. Патриарх Фотий говорит, что проповедей прп. Ефрема было около 1000.

Песнопения для общественного употребления, молитвы, которые употреблялись за богослужением в храме ограждали веро- и нравоучительное содержание, изложенное в поэтической форме.

Блж. Феодорит указывает, что прп. Ефрем написал около 30.000 таких стихотворений, песнопений, которые широко применялись Сирской Церкви.

Некоторые произведения прп. Ефрема сохранились на сирском языке, некоторые на армянском – толкование на книгу Паралипоменон, на согласие евангелий, на армянском и латинском толкование на ап. Павла; есть греческие переводы.