Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 83

В 373 году – слово на память свв. мучеников Маккавеев (Кесарии) одно из красноречивейших слов. Отличается более других богатством употребления ораторских приемов. Одна из особенностей той проповеди – драматизация, изложение событий, что представлено в виде ряда речей матери и детей-Маккавеев гонителю – чтобы ярко представить события. Составляет близкое сходство с проповедями.

В середине 373 "О градобитии". Вопрос: откуда происходят в мире несчастья? Это предмет обсуждения многих проповедников. Все бедствия – действие Божественного Промысла, потому что по Своей любви Господь наказывает или испытует нас.

В 373 году св. Слово встревоженным жителям Назианза. В 1-й части – к жителям, во второй – к начальствующим. Причина написания неизвестно. Но граждан очень сильно это тревожило, поэтому он обращается со словом. Говорит о необходимости терпения, что не следует бояться наказания, потому что это – мера исправелния. Рабы должны быть послушны господам, так и остальные должны повиноваться властям не за гнев, а за совесть. Обращается он и к начальствующему – префекту, от которого зависит и душевное состояние жителей города. Власть – в умении управлять народом и проявлять великодушие. Так строго он начал наставление, но он отмечает, что префект города был хорошим христианином и действовался в своих действиях Евангельским законом. Он любил св. Григория и воспринимал его наставления. В человеке наиболее божественно то, что он может благотворить. Ничто да не отклоняет тебя от милосердия и кротости. Св. Григорий дерзновенно увещевал не только подчиненных, но и начальствующих, чтобы они не забывали, что необходимо подражать Богу в милосердии и кротости и т.о. привлекать к себе подчиненных.

19.02.99

К 374 году относится надгробное слово отцу св. Григория. Он благоговел перед своим отцом.

Вскоре после смерти отца Григория жители Назианза подверглись тяжким налогам, особенно обременительным для неимущих. Собирал их товарищ св. Григория Юлиан. Св. Григорий усердно и устно, и письменно ходатайствует об облегчении участи родного города. Он развивает подробный христианский взгляд на задачи жизни, права и обязанности людей, живущих в обществе. "Не замышляй стать главой, кто с трудом может быть рукой или ногой". Каждый на своем месте должен осуществлять свое служение. "Градоправители, воздадите Божие Богови, а кесарево – кесареви... Не презрим просящего у нас со стола, не погнушаемся подобным себе рабам, будем подражать Владыке, который позволяет солнцу восходить над добрыми и злыми... А ты, составитель переписи, будь правдив... Будет и другой Составитель переписи – Царь самовластный". 374 год.

Проповеди, сказанные в КП.

Ряд этих проповедей начинается 379 годом, хотя с точностью неизвестно, когда было произнесено слово "О догмате о Святой Троице и на поставление епископов" – проповедь догматико-полемическая, и сказана должна быть в 379 году, когда он приехал в КП. Некоторые говорят, что это слово – Исповедание веры. Оно сходно с теми словами св. Григория, которые он произносил впоследствии, особенно с 5 словами о богословии.

379 – похвальное слово св. Афанасию Великому. На КП-е происхождение этого слова указывается в нем самом: "Небезопасно было бы памятовать жития нечестивых,.. особенно в городе, где конские ристалища и зрелища" – забавы и зрелища, характерные для столицы. В этом слове даются важные исторические сведения о жизни и деятельности св. Афанасия. Здесь представляется и факты из истории Церкви того времени, и очень ярко он рисует индивидуальный образ великого святителя, есть рассуждения о добродетели: "хваля Афанасия, буду хвалить добродетели" – это же можно встретить и у св. Василия Великого, потому что главная цель похвал святому – составить образец для подражания. Христианское похвальное слово не столько похвала умершему, сколько наставление живым. Наряду с описанием жизни св. Афанасия, есть описание пустыни и иноческой жизни (т.к. св. Афанасий часто убегал в пустыню, избегая преследований еретиков).