Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 110

Доказывал Златоуст, что проповеданный Христос есть Бог. Отчего крест – знак осуждения и постыдной смерти – столько для всех любезен и вожделен? Потому что со времени Креста все уверовали в Распятого. До Креста ап. Петр отрекся, убоявшись придверницы, а после Креста обратил всю вселенную.

Златоуст старался ответить на возражения со стороны упорных язычников. В структуре городской власти были язычники, которые были воспитаны на языческих устоях и привыкли потакать своим порокам, страстям, а христианство требовало аскезы, личного подвига. Язычники привыкли пользоваться благами этого мира и были привержены к роскоши, а христианство предлагало другой образ жизни, предлагая при этом не временные, а будущие блага, которые были непонятны язычникам. Златоуст обращал внимание и на эти стороны противления язычников христианству. Ожесточало языческий мир необъяснимое явление, что гонимые, мучимые, истребляемые христиане в продолжение веков с радостью терпели всевозможные мучения и поругания ради Распятого.

Златоуст доказывал, что христианство потому и распространяется, что оно распространяется и поддерживается не человеческими силами, а силой Божией.

19.04.99

В деле распространения евангельской проповеди слово пастыря требует и содействия пасомых. Каждый член Церкви имел возможность стараться о просвещении окружавших их язычников. Но многие не заботились о распространении христианского вероучения, другие боялись открыто говорить против язычников. Некоторые скрывали свое христианство. "Древние учители все превозмогали, пребывая в голоде, жажде, наготе, а мы хотим пользоваться благами и безопасностью". Златоуст назидает защищать Христово учение. В похвальном слове святому мученику Лукиану: "Будем и мы поступать так, и когда мы в обществе язычников богатых и знатных, не будем молчать, но обнаружим мерзость язычества и восхвалим христианство".

Ничто не равноценно душе, приобретший Христу душу уподобится Петру и Павлу – будешь как уста Христовы. Если не убедишь язычника сегодня – убедишь завтра. Бог определяет венцы не по успеху, а по усердию. Если не можешь спасти десяти, то спаси пять, если не можешь пяти, то хотя одного, а если не можешь спасти и одного, то не унывай, потому что Господь награждает за усердие.

Златоуст замечал, что не только безразличие к судьбе язычников может быть препятствием к проповеданию среди них, но и неопытность, малознание. Некоторые, вступая в споры, не были достаточно опытны и оказывались слабыми противниками. Когда видели, что не успевают в диспутах, то охладевали к диспутам.

Златоуст приводит также спор язычника и христианина, где христианин пытался доказать, что Павел более ученый, чем Платон, а язычник – наоборот. И здесь, говорит Златоуст, обвинение апостолов в неучености служит им в похвалу, потому что тогда они благодатью Божией превозмогли, а не ученостью.

"О божестве Иисуса Христа". Златоуст здесь представляет образец, как обращать язычников. Если язычник спросит, откуда известно, что Христос есть Бог, то не будем заимствовать доказательств от неба и прочих. Если скажу, что Христос сотворил небо и землю, он не примет. А если скажу, что Христос обетовал Царство Небесное, вечные блага, то не только не примет сего, но и станет смеяться. Можно же убедить тем, что беспрекословно признаётся и мной, и им. Это то, что от Христа возникло общество христиан. Отсюда могущество Христа – простому человеку невозможно в такое короткое время призвать на такое дело людей, которые столько были преданы пороку – в короткое время наполнилась земля Церквами Христовыми, в дым обращены кумиры, обряды, празднества, и повсюду воздвигнуты жертвенники у всех народов. Вся земля очищена, стала доброю нивою и приняла в себя семена благочестия. И совершено это посредством 12‑ти человек рыбарей, иноязычных, против которых в каждом народе и городе воздвигалась брань. И совершилось это никак, как только силой Пославшего. Он сказал: "Созижду Церковь Мою", и совершил это самым делом.