Гомилетика: Конспект лекций заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова (Основа проповеди – проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст), страница 38

Блаженный Иероним, патриарх Фотий – восхваляют Ипполита за красноречие (т.е. он использовал языческое красноречие). Сохранились проповеди целые и отрывками Ипполита. Отрывки: о талантах, о двух разбойниках и т.д. Известно до 20 проповедей Ипполита (в т.ч. и отрывки). Есть изображение Ипполита на проповеднической кафедре. Подражал Оригену в проповеди, т.е. экзегетические проповеди (отрывки их изданы). Блаженный Иероним упоминает "Похвалу Господу Спасителю", которое Ипполит произносил в присутствии Оригена (текст не сохранился). Ипполит часто упоминал в своих проповедях о благодатных дарованиях. 1,2,6 книги Апостольских постановлений отражены труды Ипполита (гипотеза). Виден профетический характер проповеди Ипполита: о судьбах мира и участи людей, "О Христе и антихристе", "О кончине всего", комментарий на Даниила, но возможно, что эти проповеди не подлинные. Многое от Ипполита не сохранилось совсем. Удивительно, но многие проповеди сохранились в славянском переводе, а не в латинском или греческом (особенно это характерно для проповедей Мефодия Патарского). Патриарх Фотий сомневался в подлинности сочинений Ипполита. "Слово на Богоявление" похоже на одноименное слово св. Григория Чудотворца: те же приемы ораторского искусства. Правда, сходство относительное. 1‑я часть проповеди Ипполита на Богоявление состоит из риторических вопросов (не требующих ответа), о Творце и творении. 2‑я часть вступления говорит о значении воды: "водою всё омывается, питается, умягчает маслину, украшает розу... без существа водного невозможна жизнь... вода есть и превыше небес, а все остальные материи – под небесами..." Сам Христос "послан как дождь, нисшел как река, оросил нас, как роса..." "Что ти есть море, яко побегло еси и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять!" – говорит св. Ипполит, т.е. эта фраза используется в великом освящении воды (т.е. уже видна связь гомилетики и песнотворчества). У святого Григория Чудотворца рассказывается о крещении Господа, а у Ипполита – и о том, что было до крещения: Иоанн Креститель объясняет, что он – не Мессия, а лишь "глас в пустыне". Затем Ипполит переходит ко Крещению: вот и является Господь в простой одежде, как простой человек приклонил главу перед Иоанном Крестителем. Иоанн Креститель противится и хочет сам принять крещение у Христа: "самый Иордан не захочет крестить Тебя". Это прием драматизации – обильное расширение диалога (как у св. Григория Чудотворца). "Остави ныне, т.к. подобает нам исполнить всякую правду" – повторяется Ипполитом (т.е. целая фраза, а не отрывок "Остави ныне", как у св. Григория). Тогда Иоанн Креститель допускает Христа до Крещения. Ипполит останавливается подробно на том, что слова "Сын Мой возлюбленный" говорят о Святой Троице, и очень подробно останавливается на этом. "Небеса отверзлись ради 3‑х чудных вещей: чтобы гремел глас Отца, чтобы почтить Сына, и чтобы сошел Святой Дух..." "Глас Господень на водах..." – упоминает Ипполит. "Прободается в ребро, и дает свободу ребру Адама, терпит удары, а Сам освобождает мир; Сам не имел, где главу подклонить, а заботился о нищих" – это прием противопоставления.

16.11.98

III век имеет много интересного в области гомилетики (сохранилось много памятников). В III веке уже использовали в христианских проповедях приемы ораторского искусства, чтобы показать величие дел Христа (а не ради "красного словца"). Прошлый раз знакомились со "Словом на Богоявление" св. Ипполита (приемы: единоначатие, драматизация, противопоставления). Тут речь идет, скорее всего, о празднике Богоявления (в отличие от одноименного слова св. Григория Чудотворца, которое посвящено самому евангельскому событию крещения). Предполагают, что слово св. Ипполита – для тех, кто хотел креститься (а крещение совершалось в древней Церкви в праздники, в т.ч. и в Богоявление). Слова "сия вода" в проповеди св. Ипполита указывают, что эта проповедь произносилась непосредственно перед принятием крещения. Святой Ипполит говорит о Святом Духе, который должен освятить воду: "Сей то Дух посылается к тебе...". Эти слова тоже указывают на то, что проповедь произносилась перед людьми – крещаемыми – с указанием на воду, стоящую перед ними. Есть напоминание отрицаний и сочетаний (что есть в современном чине Крещения).