Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 99

Стр. 161

маются в виде, прежде всего, норм — целей, а не норм — рамок. Лишь в силу сходного нравственного подхода и оценки общественной действительности последующее поколение твор­чески активно относится к нравственному опыту своих отцов и дедов.

На основании сказанного можно сделать вывод, что иссле­дование теоретических моделей нравственного развития личности, разработанных в психологии XX столетия, является ак­туальной задачей, отвечающей потребностям психолого-педагогической науки и практики в условиям бурных социальных преобразований, воздействия достижении НТП на все сферы общественной жизни в свете задач социально-экономического развития нашей страны на путях перестройки.

Проблема нравственного развития личности затрагивает об­ласти многих наук, поэтому возникает необходимость выделить психологический аспект проблемы.

Наше исследование касается анализа генезиса ориентации личности на нравственную нормативность внутри различных психологических направлений.

В советской возрастной психологии методологические осно­вы стабильны    это марксистское положение о социальном развитии, сущности личности как совокупности общественных отношений, о том, что человек формируется через посредство отношений с другими, и это одно из положений, определяющих методологию науки. Развитие личности идет через присвоение материальной и духовной культуры, выработанной человечеством. Однако такое понимание развития было бы механистиче­ским, если бы оно не осуществлялось в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости воздействующих условий от самоощущения, рефлексии.

Нравственная позиция современного человека с точки зре­ния психологического анализа представляется состоящей из трех взаимосвязанных аспектов — эмоционального, когнитив­ного и действенного. Мы полагаем, что как следствие совре­менной социальной ситуации развития внутри каждого отдель­ного человека нравственное развитие осуществляется через доминирование одного из трех указанных уровней, в то время как другой может быть менее выражен.

В советской психологической науке установлено, что в онтогенезе ценностная ориентация на нравственную норматив­ность прививается ребенку через посредника-взрослого и активную позицию самого ребенка. Нравственные ценностные ориентации формируются внутри трех указанных аспектов — эмоционального, когнитивного и действенного. Психологи форму­лируют, что в дошкольном возрасте посредник-взрослый дейст­вует обычно на эмоционально-действенном уровне. В школь­ном обучении доминирует когнитивный уровень. Воздействие

Стр. 162

на ребенка осуществляется раздельно по всем трем уровням — от эмоционального к действенному, от когнитивного к дейст­венному и т. д., т е. от одного уровня через апелляцию к дру­гому.

В практических взаимодействиях взрослого и ребенка пред­ставлен когнитивно-эмоциональный уровень, где у ребенка есть возможность познания нравственного эталона в вербаль­ном воздействии, наличествует и действенно-эмоциональный уровень. Разрозненно ни когнитивный, ни действенный не вос­питывают нравственную личность.

Советские психологи трактуют нравственное развитие как присвоение ребенком объективных нравственных норм и фор­мирование внутренних моральных инстанций. Присвоение норм осуществляется закономерно и индивидуально через внутрен­ний и внешние факторы места. Механизмами интериоризации нравственных норм выступают обособление и идентификация.

Эти позиции в теоретическом плане стабильны и приняты всеми исследователями, однако подходы к трактовке нравст­венного развития у разных исследователей различны.

На когнитивном уровне нравственные ценностные ориента­ции выступают как предтеча убеждения и только соединение когнитивного и эмоционального дает возможность формирова­ния стойкого убеждения. Нравственное представление и пове­дение человека формируются при соединении всех трех уров­ней — когнитивного, действенного и эмоционального.