Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 30

Получив таким образом достаточно убедительные данные о различиях в познавательной направленности детей, мы решили сопоставить их с результатами обычной беседы с теми же деть­ми об отношении к школе. В беседу были включены вопросы, прямо предполагающие выявление представлений самих детей о познавательной стороне школьного обучения. За основу бы­ла взята анкета, предлагаемая в «Методических рекоменда­циях по наблюдению за психическим развитием учащихся под­готовительных классов школ и подготовительных классов дет­ских садов» (3). В беседе детям задавались следующие воп­росы.

1. Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?

2. Как ты думаешь, тебе в школе понравится? Что тебе там больше всего понравится, что больше всего не понравится?

3. Какая тебе школа больше понравится, где занимаются, уроки делают, или, где только играют и не учатся?

4. Где лучше учиться, дома или в школе? Почему?

5. Кто, ты хочешь, чтобы тебя учил: мама или учительни­ца? Почему?

6. Готовишься ли ты как-нибудь к школе? Может, ты уже умеешь читать, писать или считать?

7. С тобой дома кто-нибудь занимается? Кто?

8. Есть ли у тебя что-нибудь для школы?

9. Рассказывают ли тебе родители что-нибудь о школе? Ты их сам спрашиваешь?

10. Нравятся ли тебе занятия в детском саду? Какие?

11. Что ты будешь делать, если мама с папой тебе скажут, не иди в школу, посиди еще годик дома, отдохни. Что ты им ответишь?

12. Как тебе кажется, зачем дети ходят в школу? Зачем нужно учиться?

Полученные в беседе данные не соответствовали результа­там предшествующих исследований (методике выбора игры и мнению воспитателей). Из 20 детей с наличием познаватель­ной направленности 5 детей (25%) хотели пойти в школу, чтобы узнать что-то новое, или потому, что в школе интересно;

5 детей (25%) не хотели идти в школу: одни из них боялись, что будут плохо учиться, другие считали, что в школе будет неинтересно; у 10 детей (50%) мотивация учения была по­верхностной (они были ориентированы на школу как на не-

Стр. 49

обходимость — для того чтобы вырасти, пойти работать, воз­можность приобрести школьные атрибуты (ранец, портфель, парту и т. д.) или новых друзей, которых у них не было в дет­ском саду.

В то же время из 28 детей, у которых не была выявлена познавательная направленность, 12 детей (42,9%) не хотели идти в школу; у 11 детей (39,3%) мотивация учения была по­верхностной; 5 детей (17,8%) хотели идти в школу, чтобы уз­нать что-то новое.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что по­знавательная направленность не определяет высказанного в ответах на вопросы отношения детей к школе. Ведь дети, на­иболее подготовленные к школе, стремящиеся к познанию но­вого, в большинстве своем высказали отрицательное или по­верхностное отношение к школьному обучению. Это свидетель­ствует о том, что существуют иные, помимо познавательной направленности, факторы, влияющие на высказываемое деть­ми отношение к школе. Одним из таких факторов могут быть те установки, которые дают детям взрослые, родители и воспи­татели.

С целью проверки нашего предположения родителям обсле­дуемых детей предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Что по-вашему должна давать ребенку школа?

2. Что она реально дает?

3. Считаете ли вы, что того, что делает школа, достаточно или на сегодняшний день необходимо нечто большее?

4. Часто ли вы рассказываете вашему ребенку о школе? Что вы рассказываете?

Из полученных ответов можно сделать вывод о том, что у детей, которые не хотят идти в школу, но имеют познаватель­ную направленность, родители не одобряют деятельность шко­лы. Они считают, что школа не воспитывает у детей понима­ния и принятия человеческих ценностей — доброты, честности, порядочности, умения дружить и т. д., она дает только знания и то недостаточные. Родители двоих детей помимо указанных выше недостатков считают, что школа не только не воспиты­вает детей, но и не прививает им элементарного эстетическо­го восприятия мира. Такое отношение к школе перенимается детьми, и хотя они стремятся к познанию, школа не воспри­нимается ими как возможность узнать что-либо новое.