Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 36

Проиллюстрируем сказанное.

Дима К. (6,9) до трех лет рос в неблагоприятной семейной обстановке. Все ближайшие родственники: мать, бабушка, де­душка злоупотребляли алкоголем, вели аморальный образ жиз­ни. Отец освобожден из заключения, и его местопребывание неизвестно.

Знакомство с судебным заключением о лишении родитель­ских прав матери ребенка показало, что на виду у ребенка

Стр. 58

совершались аморальные поступки: пьяные застолья, сканда­лы, драки, сопровождаемые нецензурной речью. Организатор всех этих непристойных мероприятий — мать ребенка. Непо­средственным участником также являлась бабушка мальчика. Диму в детском доме навещает бабушка, которая при этом не всегда приходит в трезвом виде.

Дима Ч. (7,5). До четырех лет Дима находился в семье. Он у матери второй ребенок. Мать не работает и является злостной хулиганкой, часто употребляет спиртные напитки. Отец ребенка осужден.

По словам бабушки, родители очень грубо обращались со своими детьми, в пьяном состоянии учили их неприличным словам, часто в присутствии детей устраивали пьяные драки. От воспитания детей оба родителя устранились. Дима был предоставлен сам себе: его часто видели лазающим по помой­кам, одетым в рваную, грязную одежду, выпрашивающим у соседей еду.

Здесь правомерно будет привести более подробные описа­ния историй отдельных детей.

Аффективным, эмоционально неустойчивым ребенком яв­ляется Егор Н. (6,9).

Из анамнеза. Младенческий период неизвестен — мальчик был найден. Воспитывался в условиях дома ребенка с 3—4-недельного возраста до 3 лет. В детском доме находился с 3 до 7 лет.

Из характеристики, данной Егору логопедом в доме ребен­ка, видно, что у мальчика за время нахождения там возросла динамика в плане бытовой адаптации, освоения навыков само­обслуживания, игровой деятельности.

Медико-педагогической комиссией у мальчика была диагно­стирована ранняя задержка психомоторного развития (послед­ствия рахита).

Из беседы с воспитателями выяснено, что Егор был одним из самых тяжелых для воспитания детей в группе. Вот одно из высказываний о Егоре: «Для меня трудный ребенок — это такой, который похож на Найденова. Если нет, то это еще ни­чего — справиться можно»; «Такой, как Найденов, навсегда запомнится». Как можно судить по высказываниям воспита­телей, период адаптации мальчика к новой обстановке детско­го дома прошел для воспитателей и для самого Егора очень тяжело. Указывают, что он часто мог «сделать свои дела» в по­стель. На замечания и требования реагировал истерикой: кри­чал, долго плакал, бился о пол. Известно, что первый год (с 4 до 5 лет) пребывания в детском доме его негативное поведение не удалось исправить. Лишь с переводом в другую группу (где он находился с 5 до 7 лет) наметились изменения в его поведении. Отмечают, что первоначально Егор, в новой для не­го группе детей и воспитателей, вел себя так же, как и в пре-

Стр. 59

дыдущей. В первые три недели его нахождения в новой груп­пе он систематически мочился в постель (при этом энурез ча­сто сочетался с энкопрезом), или же мог сделать «свои дела» под матрац другому ребенку, или же испачкать калом стены в спальной комнате (отдельный случай). На вопросы взрос­лых объяснить свои дурные поступки мальчик не давал ника­кого ответа и только истошно кричал или раскачивал тулови­ще из стороны в сторону с большой амплитудой. При этом воспитатели отмечали, что Егор всем своим видом выражал не свою виновность в случившемся проступке, а виновность их (воспитателей), которые «посмели» сделать замечание.

Из бесед с воспитателями Егора выяснилось, что они долго искали подходы к этому ребенку (почти 3 месяца с момен­та его поступления в старшую группу). «Мы приглядывались к нему, старались найти его лучшие качества. И он тоже к нам приглядывался, тоже изучал нас», — говорит одна из его вос­питательниц.

Таким образом, все нежелательные эмоциональные и пове­денческие проявления (раздражительность, угрюмость, обидчи­вость, негативизм, энурез и энкопрез, раскачивание туловища, падение на пол, крики), наблюдавшиеся в период его адапта­ции к новым условиям, подтверждают наличие выраженной психической депривации.