Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 16

В период с 12 по 21 декабря вместе с А. Нждаян нами бы­ла оказана психологическая помощь 22 детям (из них 5 — ин­валиды), а также их родителям, родственникам и лицам, осу­ществлявшим уход за травмированными детьми.

В целях оказания наиболее эффективной помощи медицин­скому персоналу больницы по психологической реабилитации пациентов в начале работы были проведены беседы с лечащи-

Стр. 26

ми врачами детского отделения, направленные на выявление детей, нуждавшихся в первоочередном оказании им психоло­гической помощи. Затем был проведен первичный обход боль­ных, позволивший уточнить полученные от врачей данные, а также выявить всех тех, кто нуждался в коррекции состояния. Для этого проводились беседы с самими детьми, родителями или лицами их замещающими, осуществлялась экспресс-ди­агностика (в основном рисуночные пробы). По мере выявле­ния круга лиц, нуждавшихся в психологической помощи, с ни­ми устанавливались более тесные контакты, выяснялось об­щее состояние, определялись интересы; в некоторых случаях давалось «домашнее» задание: нарисовать рисунок, слепить что-либо из пластилина, решить ту или иную занимательную задачу и т. п. к нашему следующему приходу. Следует отме­тить, что положение осложнялось тем, что некоторые больные из-за травмы были неспособны включаться в продуктивную деятельность.

Каждому из пострадавших были присущи свои отличитель­ные характеристики, которые, имея внешний и внутренний психологический характер, так или иначе определяли основные направления психологической помощи.

Прежде всего они отличались друг от друга по возрасту: помощь оказывалась детям от 5 до 14 лет. Естественно, что дети разных возрастных групп неодинаково восприняли зем­летрясение и его последствия; их состояние обусловливалось специфическими возрастными особенностями, что в конечном итоге сказывалось на форме и содержании коррекционной ра­боты.

Проводимая работа в значительной мере также определя­лась тяжестью травмы: в отделении содержались дети как с незначительными закрытыми переломами, так и с ампутиро­ванными конечностями.

Эти две группы различий условно можно отнести к внеш­ним; к внутренним же различиям, которые существенно опре­деляли степень и форму оказания психологической помощи, мы отнесли, во-первых, количество фиксируемых симптомов, характеризующих состояние детей, перенесших землетрясение, и, во-вторых, степень их проявления.

Как уже неоднократно отмечалось, основными симптома­ми, определяющими как общее, так и психологическое состоя­ние детей, ставших свидетелями землетрясения, являются: плохой аппетит, расстройство сна (трудное засыпание, частые просыпания среди ночи, тягостные сновидения), энурез, сейсмофобия, никтофобия, клаустрофобия, боязнь различного ро­да шумов (гула самолетов, лая собак, шума машин, вибрации стекол), боязнь раскачивания, регрессия развития, разрушение системы отношений и др.

Стр. 27

Дети, которым оказывалась психологическая помощь, отли­чались друг от друга количеством указанных симптомов, их удавалось фиксировать с большей или меньшей степенью до­стоверности. Степень достоверности уменьшалась по мере про­должительности работы психолога в данном медицинском уч­реждении. Узнавая друг от друга о том, на какие жалобы «реагирует» психолог, и желая получить психологическую по­мощь, часть обращающихся сразу «выдавали» полный набор симптомов; как устанавливалось впоследствии, некоторые из этих симптомов не были характерны для состояния пациентов.

Степень выраженности этих отдельных симптомов явля­лась одним из основных факторов, определявших направление коррекционной работы.

О том, что перечисленные симптомы в целом характеризуют состояние ребенка после землетрясения, а не являются от­дельными самостоятельным нарушениями, говорит следующий факт. В случае успешного проведения коррекции в одном на­правлении, например работы, приведшей к восстановлению сна, отмечается улучшение общего состояния, что, в частности, сказывается на восстановлении аппетита. Или же работа по восстановлению отношений ребенка к окружающему миру приводит к постепенному восстановлению творческого начала в продуктивной деятельности, что в конечном итоге сказывает­ся на постепенном возвращении ребенка к уровню развития, достигнутому до землетрясения.