Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 69

В основе проводимого нами исследования лежит работа по формированию национального самосознания у детей народно­стей Севера средствами изобразительного искусства и изобра­зительной деятельности. Работа по формированию националь­ного самосознания ведется на уроках изобразительного искус­ства путем введения в их содержание основ национальной культуры (танец, сказка, мифы, предания сказания, а также вышивка, гравировка на моржовом клыке, скульптура из ко­сти и рога и т. п.), которая является безусловной основой эстетического развития нового поколения.

На уроках рисования мы предусмотрели эстетическое об­разование, воспитание способности к эстетическому пережива­нию, а также создание условий для формирования националь­ного самосознания средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности (1).

Одним из путей решения проблемы формирования нацио­нального самосознания является направленная работа по ор­ганизации изобразительной деятельности в начальных клас­сах на уроках рисования на принципиально новых основах. Художественное творчество детей мы развивали на уроках ри­сования в специально создаваемых игровых ситуациях.

Л. С. Выготский совершенно определенно говорит об игре как о ближайшем корне искусства: «Ребенок рисует и одно­временно рассказывает о том, что рисует. Этот синкретизм ука­зывает на тот общий корень, из которого разделились все ос­тальные виды детского искусства. Этим общим корнем явля­ется игра ребенка, которая служит подготовительной сту­пенью его художественного творчества, но также и тогда, ког­да из этой общей синкретической игры выделяются остальные, более или менее самостоятельные виды детского творчества,

Стр. 113

как рисование, драматизация сочинения, даже и тогда каж­дый вид не является строго отдельным от другого и охотно впитывает в себя и вбирает элементы других видов» (3).

Именно художественное творчество дает возможность уча­щимся наиболее легко выразить то, что ими владеет, потому что возникает и развивается оно в ведущей для психического развития ребенка форме деятельности, какой является игра. В игре дети ставят себе цель, организуют среду для решения своих задач. Только в игре многие задатки ребенка могут раз­виться. Л. С. Выготский писал: «Уже в самом раннем возра­сте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей» (2).

Детский рисунок сродни игре, где на первый план выходит заинтересованность самим процессом. Здесь имеется в виду прежде всего стремление ребенка выразить в искусстве-игре свои мысли, непосредственные переживания и чувства ко все­му тому, с чем он сталкивается в своем еще небольшом жиз­ненном опыте. В своем рисунке ребенок воссоздает игровые ситуации, он как бы продолжает игру. В свою очередь, дети своими рисунками без всякого социального намерения отра­жают идеологическую и культурную направленность общест­ва, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых (4).

Нами проводились исследования в средней школе № 3 г. Анадыря, пришкольном интернате школы № 1 г. Анадыря, а также в средней школе интернате пос. Канчалан Анадыр­ского района с учащимися 0—3-х классов.

Уроки рисования мы строили таким образом, что в содер­жание игры были включены сюжеты произведении самобытной культуры народностей Севера. Для этого детям сначала чита­ли классические сказки: «Новая жизнь древних легенд Чу­котки», «Чукотские народные сказки, мифы и предания» и др. Затем проигрывались сюжеты по мотивам сказок. Мы предла­гали детям изобразить героев народных сказок, сделать иллю­страции к отдельным их эпизодам. После этого детское внима­ние фиксировалось на традиционных выразительные движени­ях, для чего мы создавали игровые ситуации охоты и олене­водческой деятельности, создавали игровые ситуации на ми­фические сюжеты. При этом детям показывали элементы национальных танцев, проводились национальные игры.