Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 77

В. С. Мухина провела исследования, помогающие понять изобразительные средства детских рисунков, выражающие прежде всего отношение ребенка к тому, что он рисует, и его оценку. Она предложила детям нарисовать «Самое красивое» и «Самое некрасивое» (10). Сравнение рисунков показало, что линия и цвет являются основными средствами изображения и выражения отношения, но цвет сильнее связан для ребенка с эмоциональными переживаниями. Подчеркивание значимо­сти отдельных частей изображения может происходить через гиперболизацию, а в качестве украшений изображения дети используют орнамент и симметричность построения. «Самое красивое» ребенок рисует более аккуратной линией, раскраши­вает яркими, чистыми, теплыми красками, соблюдая симмет­рию пропорций, украшая орнаментом. «Самое некрасивое» на­рисовано небрежно, некоторые детали рисунка могут остаться незаконченными, раскрашены рисунки темными, чаще всего черной, темно коричневой, темно-синей красками, изображения ассиметричны по композиции, не украшены орнаментом.

При анализе процесса рисования следует обращать внима­ние на: а) последовательность изображения фигур, б) последовательность рисования деталей, в) стирания, г) возвращения к нарисованным объектам, деталям, фигурам, д) паузы, е) спонтанные комментарии.

Чаще всего изображение начинается с наиболее значимых для ребенка членов семьи. Как показали исследования Хоментаускаса, около 38% детей первыми рисуют мать, 35% — се­бя, 17% — отца, 8% — братьев и сестер (19).

Негативизм по отношению к матери может выразиться в том, что ее фигура рисуется последней. В некоторых случаях ребенок может начать рисовать с того члена семьи, которого он боится, но почитает (10). Если ребенок начинает рисовать не с людей, а с неодушевленных предметов, например, рису­ет мебель, лампу в комнате, это может быть связано с защит­ными реакциями, неосознанным желанием отодвинуть во вре­мени неприятное для него задание. Обычно такие дети рисуют нереальный состав семьи или не изображают себя.

Стр. 126

Частые стирания какой-либо фигуры, не приводящие к улучшению изображения, могут свидетельствовать об амбивалентных чувствах к этому человеку.

Продолжительные паузы перед рисованием какого-либо члена семьи могут означать проявление защитных механиз­мов — ребенок как бы решает, рисовать или не рисовать того члена семьи, с которым у него сложились неблагоприятные от­ношения. Обычно такой человек изображается явно небреж­но, с сильным нажимом, что выражает внутреннюю напряжен­ность автора рисунка.

Важную роль играет и анализ реплик по ходу рисования. Часто, являясь средствами разрядки возникшего эмоциональ­ного напряжения, связанного с изображением значимых лиц или деталей рисунка, они позволяют экспериментатору выде­лить наиболее «заряженные» места рисунка.

Следующая за рисунком беседа позволяет выяснить, как сам автор осмысливает то, что он изобразил. Нередко ответы на вопросы о взаимоотношениям персонажей рисунка подтверждают первоначальные гипотезы, возникшие из его анализа.

Обычно задают следующие вопросы: «Скажи, кто тут на­рисован? Где они находятся? Что они делают? Кто это приду мал? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных самый счастливый? Кто из них самый несчастный? Почему?» и т. п.

А. И. Захаров использует в своей практике несколько от­личный от описанного выше вариант методики «Моя семья» (8).

Рисование происходит в два этапа. На первом этапе ребен­ку предлагают нарисовать себя и свою семью в четырех комнатах, расположенных в два этажа, так, чтобы в каждой ком­нате было по одному человеку. Интерпретируется размеще­ние членов семьи по этажам, место ребенка и фигура, распо­ложенная рядом с ним. Обычно это наиболее близкий к нему человек.

На втором этапе дети рисуют семью, не получая никаких дополнительных указаний.

Анализ рисунка строится по разобранной выше схеме.