Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 96

Стр. 156

ции достижения в школе. В связи с этим есть все предпосыл­ки для возникновения внутриличностного конфликта между низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний, школьной гипермотивацией и вероятностью хронического неуспеха.

III. Синдром нарушенного общения со сверстниками

При этом психологическом синдроме родители часто жалу­ются на то, что ребенок замкнут, мало общается со сверстни­ками, или на то, что не умеет общаться: часто ссорится, оби­жает детей, или, наоборот, тянется к детям, но они его не принимают, гонят.

Различается компенсированная и декомпенсированная фор­мы синдрома. При компенсированной форме наблюдаются объективные признаки нарушенного общения со сверстника­ми, при этом у ребенка нет элемента страдания по отношению к этим нарушениям. Признаки компенсированной формы синд­рома нарушенного общения со сверстниками следующие:

1. Выявляется низкая интенсивность общения. Ребенок не общается систематически со сверстниками, независимо от то­го, считает ли он, что у него есть друзья или их нет. Форма проявления этих особенностей может быть различной. Напри­мер, ребенок не ходит гулять после школы и не приглашает детей играть « себе домой, т. е. он видит своих сверстников только в школе и кружках: или ребенок ходит гулять после школы, но не играет с ребятами. Из ответа на тестовый вопрос «'Как ты справляешь свой день рождения, кто к тебе прихо­дит?» становится ясно, есть ли у ребенка круг общения, и ка­ков он. Важную информацию можно получить из слов учите­ля или воспитателя детского сада о том, как общается ребе­нок в формальном коллективе. Типичный ответ для призна­ка 1 — «Он предпочитает играть один».

2. При общении со сверстниками у ребенка часто случают­ся конфликты. Эти конфликты могут быть двух родов: а) ре­бенок легко вступает в контакт, но также легко ссорится, ве­дет себя агрессивно; б) ребенок с трудом вступает в контакт, в контактах занимает пассивно-страдательную позицию, дети часто обижают его. Информацию о поведении ребенка со сверстниками можно получить либо в ходе клинической бесе­ды, если ребенок достаточно взрослый, либо при непосредст­венном наблюдении за общением ребенка с другими детьми, специально приглашенными для этого.

3. Ребенок не общается со сверстниками, но общается с более младшими или более старшими детьми. Более «сильным» признаком является общение с более младшими детьми. Если в ходе клинической беседы с ребенком это подтверждается, то с большей вероятностью можно предполагать, что в контактах со сверстниками он чувствует себя тревожно и неуверенно и

Стр. 157

в прошлом у него был травмирующий опыт общения, даже если к моменту общения он и не наблюдается.

В том случае, если не удается выявить признаков субъек­тивного страдательного отношения к своему опыту общения, то необходимо выявить зону компенсации. Необходимо подчер­кнуть, что этот синдром касается такой области жизнедеятель­ности, которая обычно характеризуется большой личностной значимостью. В связи с этим в данном случае разделение на компенсированную и декомпенсированную формы более услов­но, чем в других случаях. Так, симптом 2б, как правило, всег­да сопровождается тягостными отрицательными переживания­ми. Примером компенсированной формы этого синдрома может быть такой случай. К психологу обратилась мама с жалобами па то, что ее сын Боря все время один, никогда не зовет к се­бе ребят, в школе часто дерется. Проведенное патопсихологическое обследование не выявило никаких отклонений. Харак­терной особенностью личности была итровертированность, несформированность субъективной ценности и значимости обще­ния, а также импульсивность и некоторая агрессивность. Ока­залось, что воспитание Бори со стороны отца строилось таким образом, что общение всегда противопоставлялось интеллек­туальному развитию и развитию духовности вообще. Этот взгляд был легко воспринят мальчиком в силу своих личност­ных особенностей (интровертированности — как врожденно­го качества) Зона компенсации в этом случае была такая: чтение в большом объеме, шахматы и общение с отцом и стар­шим братом. Сам Боря не стремился расширять свой круг об­щения, от конфликтов со сверстниками не страдал, так как имел к ним общее несколько презрительное, высокомерное от­ношение, во многом спровоцированное отцом.