Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 116

Поскольку дезинтеграция сознания подростка происходит в период активного пробуждения самосознания, присвоения его структуры и, затем, формировании мировоззрения и по­строения связной системы личностных смыслов, это состояние дезинтегрированного сознания закрепляется как устойчивое личностное образование, неизбежный результат адаптации к новой социальной ситуации своего бытия.

По-видимому, именно этим обусловлены результаты те­стов на выявление тревожности и депрессии в этих учрежде­ниях, которые дают очень высокие показатели даже в том слу­чае, когда ребенок не может определить видимые причины своего состояния, настолько органично и обыденно для него ощущение тревожности и/или депрессии.

В сопоставлении результатов личностного дифференциала по объектам «Я» и «мой идеал» предполагалось выявить со­держание направленности полоролевой ориентации как выра­жение отношения между экстериоризационной и интериоризационной идентификациями. Этот процесс может быть выражен следующей схемой: «Я» — то, что переносится на другого, экстрариоризируется — сопоставляясь с другим объектом иден­тификации (идеал «Я»), оценивается и, при определенных ус­ловиях, уже в процессе интериоризационной идентификации трансформируется и присваивается как новое содержание «Я».

В исследовании у подростков из семей полового диморфиз­ма и направленности полоролевой ориентации не было обна­ружено на значимом уровне. Образ — «Я» по двум факторам и у мальчиков и у девочек совпадают как маскулинные. Ха­рактерной чертой объекта «Мой идеал» в обеих группах ста­новится андрогинность — высокие показатели и по маскулинности и по фемининности. У мальчиков первый фактор: ласко­вый, опрятный, веселый, кроткий; второй фактор: счастливый, отважный, ловкий, смелый, любезный, крепкий, проворный. У девочек первый фактор: бесцеремонный, робкий, сердитый, слабый; второй фактор: веселый, нежный, ершистый, провор­ный, опрятный.

У мальчиков из детского дома в образе — Я доминируют маскулинные качества: отважный, решительный, бесцеремон­ный, ловкий, смелый. Объект «Мой идеал» наполняется в ос­новном фемининными факторами: хороший, опрятный, сме­лый, ласковый, кроткий, ершистый, слабый, нежный. У дево­чек направленность полоролевой ориентации иная. От обра-

Стр. 189

за — Я как в целом фемининного (опрятный, ершистый, ла­сковый, слабый, любезный) к маскулинному идеалу: веселый, крепкий, проворный, ловкий, смелый, бесцеремонный, серди­тый, ершистый.

Известные в литературе исследования полоролевой ориен­тации с точки зрения адаптированности и несклонности к де­прессии (3; 191) показывают, что наиболее благополучны оба пола с высокой степенью маскулинности и андрогинностью (в нашем исследовании — подростки из семьи).

Причины неблагоприятной в целом полоролевой ориента­ции подростков из детского дома обусловлены конкретной со­циальной реальностью их жизни, определяющим которой яв­ляется характер воспитательных отношений взрослого и дет­ского коллектива. Коллективность, публичность обуславлива­ют все аспекты развития личности воспитанника детского до­ма или интерната.

Своеобразной моделью тотальной коллективной жизнедея­тельности ребенка может служить загородный детский ла­герь, варианты педагогической организации которой позволя­ют увидеть следствия их воздействия на подростка.

Наблюдения, проводившиеся в течение нескольких смен в пионерском лагере, в который входит несколько дружин, по­дводили увидеть специфику формирующихся взаимоотноше­ний между .полами в зависимости от характера тех или иных воспитательных систем. Все их можно было дифференциро­вать по степени реализации субъект-субъектного подхода во взаимоотношениях между взрослыми и детьми. Крайние ва­рианты (императивный и либеральный) и стали объектом на­блюдения. Однако интересные выводы были также получены в дружине, находящейся в благоприятнейшей экологической ситуации, контрастирующей с урбанисткой атмосферой неко­торых дружин-многоэтажек.