Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 38

Стр. 61

В этом случае всегда имеют место выраженные аффективные проявления.

Таким образом, сведения, полученные от воспитателей, го­ворят о том, что в результате длительной работы с Егором на фоне предлагаемого доверительного общения наблюдались зна­чительные изменения в его поведении. Так, Егор стал более общительным, мог быть приветливым и ласковым со взрос­лыми (обнимал, ласково терся головой о взрослого, стараясь получить ответную эмоцию). При этом аффективные вспыш­ки у Егора не проходили, хотя и 'стали проявляться не так резко, как в первый год его пребывания в детском доме. Эти вспышки аффектов можно было наблюдать почти каждый день. Одной из отрицательных форм его поведения была вспыльчи­вость (быстро раздражался, громко кричал, плакал по любому поводу, грубил), она проявлялась на замечания и требования взрослых или на малейшие ситуативные затруднения.

Следует подчеркнуть, что сила проявления аффективных переживаний зависела у мальчика от характера раздражения. Так, если это было замечание, сделанное воспитателем, это вы­зывало дополнительную аффективную вспышку, тогда как за­мечание нянечек и ночного воспитателя таких бурных реак­ций не возбуждало.

На основании проведенного анамнеза и наблюдения мож­но определенно сказать о том, что Егор не чувствовал к себе достаточного внимания со стороны окружающих взрослых (вос­питателей, учительницы). Причиной этого было не только ча­стое пребывание Егора в роли наказуемого (из-за неадекват­ного поведения), но и весь его неаккуратный внешний вид.

Трудности наблюдались и во взаимоотношениях Егора со сверстниками. Общее отношение к Егору высказала одна из его воспитателей: «Мы его шпыняли и дети тоже шпыняли, тоже смотрели как на отраву». При наблюдении Егора в груп­пе детей сразу же заметна его обособленность, невключенность в отношения со сверстниками. Он мало общается с детьми, большую часть времени проводит один, поглощен «исследова­нием» какой-нибудь железки или рисованием. Егор больше предпочитает играть с малышами, чем со сверстниками. Ма­лыши его полюбили, он у них был за главного, часто прибе­гали за ним в группу, ласково приглашали: «Егорушка». Дружба с маленькими детьми для Егора оказалась полезной:

с ними он вел себя спокойно, никого не обижал, старался ока­зать им любую помощь. Он помогал и их воспитателю. Выпол­нял все указания. Со сверстниками Егор перестал играть со­всем — пропадал все время у малышей.

Социометрический опрос показал, что Егора никто из груп­пы сверстников не выбрал. Мнение их о Егоре: «драчун», «плохой мальчик». Из выбранных Егором детей все трое отно-

Стр. 62

сятся к числу наиболее популярных в группе. Мнения воспи­тателей также подтверждают стремление Егора к общению с популярными детьми. Однако несформированность навыков к самодисциплине, неподчинение требованию большинства при­вели его к тому, что он оказался в числе «непринятых». При­ведем типичный пример из игровой деятельности Егора.

Егор подошел к Диме и Саше, которые играли в «Строите­лей», постоял с ними рядом, заглядывая в глаза. Затем попы­тался стать инициатором игры. Попытка не удалась, так как развить сюжета он не может. При этом Егор чрезвычайно на­пряжен эмоционально: суетлив, беспокоен, громко кричит:

«Вот так! Не так! Не-е. Не так!», бьет товарища (Диму), ко­торый делает по-своему. Егор отказывается подчиниться более умелому организатору игры, задирает играющих детей. Неуда­чи в общении по поводу игры огорчают Егора, он начинает кричать и плакать, жалуется на успешных детей воспитателю.

Таким образом, неудовлетворенность притязаний среди сверстников неизменно приводит Егора к аффективным пере­живаниям. Однако имеются определенные возможности к ис­правлению искаженного развития личности этого ребенка, че­рез его выраженную потребность в любви и признании, через его любовь к маленьким детям.

Другой аффективный, эмоционально неустойчивый ребе­нок — Тимофей Л. (6,10).