Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 71

Форма проведения: индивидуальная или парная. При ра­боте с группой из двух детей эффект усиливается благодаря взаимному эмоциональному заражению. Важно, чтобы дети, составляющие пару, были близки друг другу по возрасту и пси­хическому складу. Если группа включает более двух детей, то проведение методики осложняется трудностями в поддержа­нии достаточно тесного эмоционального контакта между пси­хологом и каждым из детей.

Проведение методики включает пять этапов предваритель­ную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и последующую релаксацию (последний этап повышает дей­ственность методики, но не является обязательным). Прове­дение каждого из этапов должно варьироваться в соответствии

Стр. 116

с возрастом и психическим складом детей, их состоянием, от­ношением к заданию и т. п.

I этап составляет беседа с ребенком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать и т. п. Со стороны психолога не должно осу­ществляться никакого давления во избежание появления на­веденных страхов; беседа ведется в свободном непринужден­ном тоне.

Если ребенок признает наличие у него страхов, то (неза­висимо от того, конкретизирует он их или нет) психолог пред­лагает ему научить его, как с ними бороться. Дошкольникам достаточно объяснить, что свой страх нужно нарисовать. Стар­шим детям желательно давать мотировку типа: «Если хочешь прогнать страх, то нужно сделать, чтобы он был не в тебе, а снаружи — вот на этом листе. Для этого его надо нарисо­вать».

Если ребенок не признает наличия у себя страхов, но они выявляются по рассказу родных или по данным психологиче­ского обследования, то для постановки задачи можно исполь­зовать игровую (с точки зрения дошкольника) или литератур­ную (со школьниками) преамбулу. В первом случае психолог говорит ребенку, что кукла (или нарисованный самим ребен­ком человек) очень боится и надо помочь ей прогнать страх. Во втором случае таким персонажем становится герой исто­рии, сочиняемой ребенком под руководством психолога.

II этап — обсуждение того, как можно изобразить страх, и последующее создание самого изображения. На этом этапе могут возникать следующие трудности

1. Ребенок отказывается рисовать, утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае надо объяс­нить, что рисунок вовсе не должен быть хорошим — наобо­рот, страхи лучше рисовать плохо, так как они сами плохи и незачем их украшать.

2. Ребенок не называет конкретных страхов, так что не ясен предмет изображения В этом случае можно рекомендо­вать один из двух приемов: а) персонификация страха в виде какого-либо очень неприятного, страшного животного, черта и т. п. (этот прием целесообразен при работе с рационалистич­ными детьми); б) рисунок, непосредственно выражающий эмо­циональное состояние (при работе с эмоциональными детьми);

ему может предшествовать обсуждение типа: «Как ты ду­маешь, какого цвета должен быть страх, какой цвет ему боль­ше подойдет?» и т. п.; при продолжающихся затруднениях может быть дан образец рисунка: «Я бы, наверное, стал рисо­вать страх вот так», — с этим словами психолог проводит не­сколько резких черных штрихов, или сажает на лист кляксу черной туши, или еще как-либо создает бесформенное черное пятно.

Стр. 117

В то время, пока ребенок рисует, психолог, используя не­вербальные средства общения и отдельные незначимые слова («так... да, вот так...»), старается поддержать у ребенка сосре­доточенность, серьезное отношение к деятельности, не прово­цируя при этом реальной актуализации чувства страха (неко­торая эмоциональная напряженность, однако, допустима и да­же желательна). Если рисунок получается эмоционально невы­разительным, то можно воспользоваться приемом задания об­разца, описанным выше («Давай я немного тебе помогу, что­бы сразу было видно, что мы рисуем страх. Ну что, теперь так как нужно?»).