Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 92

Во время последующей клинической беседы с консультан­том Сережа рассказал, что у 'них дома каждый день происхо­дят конфликты с родителями по поводу его друзей. Содержа­ние конфликтов стереотипно: Сережа хочет идти во двор, его не пускают, он пытается убежать, и если отец дома, то в та­ком случае нередко происходит наказание ремнем (признак!). На вопрос о том, что же ему так нравится в его компании, Сережа сказал, что больше всего ему нравится, что эти ребя­та старше его года на 3—4, относятся к нему как к равному, что сними весело и интересно. На вопрос о том, что он дума­ет по поводу ограбления ларька, Сережа сказал, что он счи­тает, что ребята не правы, он лично на такое дело не пошел бы, однако, считает  возможным продолжать с ними дружбу и в такой ситуации.

Психологический диагноз — синдром семейной дезадаптации, компенсированная форма.

Стр. 150

В случае декомпенсированной формы синдрома семейной дезадаптации к объективно существующим особенностям дет­ского поведения примешивается еще и субъективное ощуще­ние неблагополучия в семейных отношениях, недовольство этими отношениями.

У ребенка отмечается наличие неудовлетворенности своими отношениями с родителями или другими членами семьи. Этот симптом может проявляться по-разному в зависимости от воз­раста ребенка. У детей-дошкольников симптом неудовлетворен­ности проявляется ярче всего в игре с родителями. (При ро­левой игре происходит инверсия ролей, и когда ребенок разы­грывает роль родителя, он включает в нее травмирующие его моменты родительского поведения.) У детей школьного воз­раста этот симптом проявляется в виде разнообразных пре­тензий к родителям, которые можно наблюдать в ходе органи­зованного общения. Дополнительные признаки синдрома сле­дующие:

1. Наблюдается амбивалентное отношение к родителям. Эти признаки нередко выявляются в беседе с родителями. Когда родители описывают свой контакт с ребенком, они не­редко останавливаются на признаках этой психологической амбивалентности: «Она обнимает меня так, как будто хочет задушить», «Мы можем обниматься, а потом он вдруг ни с того, ни с сего начинает драться» и т. п. Это амбивалентное отношение также можно наблюдать в игре родителей с ре­бенком.

2. У ребенка отмечаются отдельные невротические реак­ции, которые ярче всего проявляются при общении с родите­лями или после психотравмы, полученной в семье.

Приведем пример декомпенсированной формы семейной дезадаптации. К психологу обратилась женщина 1938 года рождения по поводу сына Миши 12 лет. Она жаловалась на то, что не может справиться с сыном, заставить его соблюдать режим дня, есть по утрам, вставать с постели (мальчик учит­ся во вторую смену). Миша часто ей грубит, как ей кажется, многие свои проступки совершает назло. Например, мама од­нажды долго просила Мишу умыться перед завтраком. Огры­заясь, он пошел в ванную комнату и пробыл там довольно долго. Вышел, по словам матери, с хитрой улыбкой. Когда ма­тери понадобилось вымыть руки, она обнаружила, что кусок мыла утыкан иголками. Она долго расспрашивала Мишу, за­чем он это сделал, но Миша категорически не хотел признать свою вину. У Миши энурез и энкопрез, которые возникли пос­ле того, как его в 5-тилетнем возрасте забрали от бабушки и он стал жить в Москве с родителями. Мишин отец очень стро­гий, предъявляет Мише жесткие требования, за невыполнение которых Мишу ожидают телесные наказания, т. е. осуществ­ляет воспитание по типу повышенной моральной ответствен-

Стр. 151

ности. Мама — нервная женщина с потребностью в теплой близкой обстановке, стремится устанавливать симбиотические отношения, навязывает воспитание по типу доминирующей гиперпротекции. Ребенок находится в противоречивой ситуа­ции противоположных родительских установок, при этом от­ношения с родителями 'не могут удовлетворить его основную социальную потребность — воспитание по типу повышенной моральной ответственности, в принципе, не подразумевает одобрения, признания и принятия, а доминирующая гиперпротекция ограничивает свободное развитие личности, грубо не соответствует возрастным особенностям мальчика, вызыва­ет у него реакции эмансипации.