Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 102

Хотя у ребенка еще нет мировоззрения (Л. С. Выготский), нет активной воли, он не строит еще связной системы личност­ных смыслов, но мы говорим о личности ребенка.

Первое рождение личности осуществляется внутри следу­ющей структуры:

                                                                      БЫЛ     ДОЛЖЕН

Я – ПЕТЯ – ХОРОШИЙ – МАЛЬЧИК – ЕСТЬ – ИМЕЮ 

                                                                      БУДУ   ПРАВО

Второе рождение личности связано с формированием миро­воззрения, активной воли, с построением связанной системы личностных смыслов.

И здесь имеют значение «Я — образ», самооценка и само­сознание, ориентации на свой пол и ориентации человека во времени. Прошлое человека создает свои особые «фиксирован-

Стр. 166

ные установки» (Д. Н. Узнадзе), которые определяют особен­ности ценностных ориентации. Как и прошлое, будущее со­ставляет «наличное в личности» (А. Н. Леонтьев). Однако второе рождение освобождает от непосредственной зависимо­сти человека от потребности в положительных эмоциях от дру­гих и от притязания на признание. Истинная личность ори­ентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе.                                             

В экспериментальных работах, проводимых под руководст­вом В. С. Мухиной (В. Рахматшаева, С. Рыжикова, Н. Алек­сеева), доказано, что деятельность учителя, базирующаяся на когнитивном уровне как доминирующем, не является продук­тивной, если к нему не подключен уровень эмоционального воздействия.

Сквозь призму эмоционально-действенного уровня нравст­венное развитие выступает в экспериментальных работах С. Г. Якобсон, когнитивно-действенный аспект явно просма­тривается в исследованиях Е. В. Субботского.

В указанных работах получено много важных и интересных данных, так, в целом ряде исследований показано, что высо­кий когнитивный уровень (вербализованное поведение)  не всегда соответствует реальному поведению, в котором преоб­ладает эгоистическая направленность, выявлена связь между стилем взаимоотношений в семье и уровнем нравственного раз­вития ребенка, показана роль действенных позитивных и не­гативных эталонов в воспитании, выявлена роль каждого в отдельности из упомянутых уровней нравственного развития.

В работах советских педагогов констатируется то значение, которое приобретает нравственное развитие личности на со­временном этапе, однако педагогическое экспериментальное воздействие имеет в большинстве случаев разлитый комплекс­ный формирующий характер, и остается неясным, за счет че­го достигается тот или иной уровень нравственного формиро­вания, следовательно, воспитателю по-прежнему остается опи­раться скорее на интуицию, чем на точное знание, а педагоги­ческое воздействие остается искусством одиночек, а не нау­кой, способной вооружить каждого исследователя. Остается не­решенной проблема превращения нравственных норм из внеш­них ограничителей во внутренние, неясно, какая сфера жизни и деятельности оказывает преимущественное влияние на нрав­ственное развитие ребенка. Не ясен вопрос о том, какой из ас­пектов нравственного развития необходимо формировать на определенном возрастном этапе, не выявлены сензитивные пе­риоды в нравственном развитии.

Кроме того, открытым и важным остается вопрос о воспи­тании в личности способности к выбору поведения, способно­сти совершать нравственные поступки в ситуации, требующей немедленного выбора поведения или провоцирующей личность

Стр. 167

на аморальный поступок. Способность к свободе выбора, спо­собность преодолевать препятствия и действовать индивиду­ально, варьировать всеобщие вопросы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям остается важней­шей задачей нравственного воспитания, стоящей перед совет­скими психологами и педагогами.

Обзор зарубежных теорий морального   развития по­зволяет говорить о том, что в этих теориях представлены ус­ловия, механизмы, компоненты нравственного развития, одна­ко все они существуют изолированно.