Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 117

В системе тотальной организации режима дня и деятель­ности детей, четкой и педантичной административной работы, с обилием коллективных действий (обычно военизированного характера) хорошо прослеживается   процесс обособления (Мы — Они) на всех уровнях взаимоотношений, который про­должался в том числе и на танцплощадке: в задачу вожатого входила организация коллективного танца его отряда.

В другом коллективе на третий день была объявлена рес­публика с детско-взрослым «парламентом» и президентской властью, «конституция» определяла права и обязанности обе­их возрастных групп.

Наиболее характерные различия между этими коллектива­ми проявились в степени раскрепощенности общения между мальчиками и девочками (во втором коллективе особенно оживленные дебаты на «республиканском» съезде вызвал пункт «конституции» о свободе ночных передвижений).

Стр. 190

В первом варианте наблюдались типичные для детского дома синдромы обособления: стеснительность большинства мальчиков в ситуациях неформального общения с девочками, переходящая в импульсивные аффекты агрессии, грубости, ци­низма; открытое взаимное неприятие и скрытость проявлений' интимно-дружеского общения и т. п.

Во втором коллективе взаимно доброжелательный характер отношений стал доминирующим в течение первых дней сме­ны. Адекватная ситуация складывалась в дружине, располо­женной в своеобразной экологической нише: значительная тер­ритория, лес, обилие ручьев и небольших скальных оврагов, беседок, аллей, уединенных скамеек — все это в значительной степени определило и специфику общения детей и взрослых.

Таким образом, по крайней мере характер педагогического инструментария и экология персонализированного простран­ства существенно может повлиять на особенности развития личности ребенка, в том чжсле и в первую очередь на форми­рование его половой социализации — важнейшей составной части в развитии самосознания подростка.

Выводы: 1. Депривация психического развития структуры самосознания личности подростка в учреждениях интернатного типа существенно искажает характер и механизмы его по­ловой идентификации. Этот процесс протекает по-разному у мальчиков и девочек.

2. Половой диморфизм выражается в том, что у мальчиков выраженная агрессивность, грубость поведения сочетается не только с потребностью в реализации притязания на призна­ние, но и во внимании, чуткости, их переживания гораздо бо­лее фемининны, чем это может показаться; у девочек, хотя и выражены желания женственного оформления своей внеш­ности !(одежда, макияж), их идеал — маскулинность, они реалистичны в способах достижения цели.

3. Неадекватность половой идентификации у мальчиков значительней, чем у девочек. Это обусловлено тем, что:

— у девочек более широкий спектр для выбора объекта идентификации, чем у мальчиков  (воспитательницы, если есть — мать, сестры, родственницы, и старшие девочки-под­ростки);

— у мальчиков объектом идентификации становятся чаще всего старшие подростки (лидеры примитивных групп).

4. Социально актуальное восприятие обоими полами муж­ского пола (как тревожного, опасного) приводит к более дезинтегрированному формированию самосознания мальчика-подростка.

5. В целом проблема дезинтегрированного сознания харак­терна и для мальчиков и для девочек. В общении они более склонны к обособлению, возникающие эмоциональные привя­занности демонстративны, акцентированы, в то .же время по-

Стр. 191

верхностны, неустойчивы. Публичность, как постоянная атмо­сфера жизни, может привести к замкнутости, социальной хо­лодности, что нередко сочетается с чуткостью и ранимостью. Все это в значительной степени затрудняет в дальнейшем адаптацию к иным социальным условиям за стенами детского дома, неизбежны субъективно-психологические трудности в создании семьи, воспитании детей.

6. Особую роль играют механизмы обособления и иденти­фикации с представителями противоположного пола, в резуль­тате которых формируются установки на взаимопринятие, взаи­мопонимание, взаимодействие.

7. Проблемы в развитии половой идентификации подрост­ков из учреждений интернатного типа можно решать педаго­гической организацией их жизнедеятельности.