Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 66

Обращают на себя внимание данные таблицы по возрастной группе от 6 до 7 лет. Статистическая обработка результатов показала, что существуют статистически значимые различия (по критерию х2 на уровне a==0,01) между возрастными группами 6—7 и 7—8 лет (по характеру желаний превратить­ся во взрослого или маленького). Статистически значимые различия существуют также между группами 3—7 лет и 7— 11 лет по ответам детей на вопрос «Кем лучше быть — взро­слым или ребенком?» Таким образом, перелом в отношении ребенка к своему возрасту происходит именно в 7 лет. Отме­тим, что в исследовании приняли участие различные по фак­тору места группы шестилетних детей — ученики нулевых классов в школах, воспитанники подготовительных групп в детских садах, ученики первых классов в детских садах и школах. Специфичность материалов, полученных от детей это­го возраста, состоит прежде всего в том, что именно на него

Стр. 108

приходится пик желания превратиться во взрослого (81,3%), несмотря на то, что взрослость считают более привлекатель­ным возрастом меньшее число детей, высказавших желание превратиться в маленьких и остаться такими, какие они сей­час. Мы полагаем, что эти данные выражают симптомы кризи­са семи лет (Л. С. Выготский (1)): ребенок, отрицая настоя­щее и прошлое, направлен, устремлен в будущее, к новым ви­дам деятельности и взаимоотношений с окружающими.

Во всех возрастных группах испытуемых встречаются де­ти (от 6,2 до 20%, в среднем по выборке — 11,6%), выска­завшие желание, чтобы волшебник превратил их в маленьких. В специальной литературе мы не нашли указаний на то, что это норма для личностного развития ребенка. Мы полагаем правомерным положение о том, что нормально развивающий­ся ребенок в нашей культуре устремлен в будущее, которое в его сознании должно связываться с настоящим (12). Мы по­лагаем, что желание ребенка превратиться в маленького от­ражает негативные тенденции в развитии личности, служит показателем неудовлетворенности его своим настоящим.

Проведем психологический анализ некоторых данных уг­лубленного исследования.

Юля О. — 10 лет, ученица 3-го класса. На вопрос «Кем лучше быть — взрослым или ребенком?» — ответила, что луч­ше быть ребенком, потому что можно поиграть с подружками. В ситуации с волшебником пожелала превратиться в малень­кого ребенка: «Хочу превратиться в ребенка 3 лет, чтоб меня в колясочке покатали». Данные углубленного обследования этого ребенка показали наличие невротических проявлений (грызение ногтей), повышенной тревожности. Семейная си­туация девочки неблагоприятна. Она отражает в рисунке как конфликтные отношения между взрослыми членами семьи (бабушка — отец, отец — мать, дедушка — отец), так и от­чуждение женщин в семье по отношению к себе. Ситуация усугубляется за счет того, что с отцом и дедом у ребенка скла­дываются теплые, эмоциональные отношения, а с матерью и бабушкой — холодные, конфликтные. Девочка видит, что мужчины в семье не имеют реальной силы, находятся в под­чиненном положении, и это усугубляет ее переживания. Эмо­ционально холодные бабушка и мама относятся к девочке формально, требуя от нее только послушания и успехов в уче­бе. Юля высказывает следующее «заветное желание»: «хочу, чтобы я слушалась старших, которые меня окружают», «хочу, чтобы я хорошо училась», «хочу, чтобы мной были все довольны». Оценивая себя по шкале «хороший — плохой», Юля счи­тает, что в прошлом и будущем она хорошая (на верхней ступеньке «лесенки»), а в настоящем — средняя (на средней ступеньке), потому, что «я бываю и хорошая и плохая». Та-

Стр. 109

кая же структура оценки себя во временя и по шкале «ум­ный — глупый». Можно констатировать, что девочка не удов­летворена своим настоящим, обнаруживает повышенный уро­вень тревожности. Желание переместиться в прошлое, стать маленькой может рассматриваться как способ компенсации возникшей напряженности, снятия проблемности жизни ре­бенка.