Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 11

инстанции психики отказываются ее понимать. Возникает не­решаемый когнитивный конфликт между необходимостью по­нять стимул и невозможностью сделать это. Как правило, ре­шение такого конфликта заканчивается реакцией избегания, иммобилизацией психической активности и наступлением ре­лаксационного эффекта или даже глубокого гипнотического транса. По рекомендации В. Вязьмина (устное сообщение) нам удавалось в случае вербальной конфузии усложнить вербаль­ные конструкции и придать им позитивное суггестивное содер­жание. Например: «Ваше нежелание желаемого вами волевого усилия соответствует моему желанию нежелательного для вас волевого усилия, которое вы считаете желаемым». Этот конфузионный стимул сводится к простой суггестивной инвекти­ве: «Мы оба желаем, чтобы у вас работало волевое усилие».

Следующий тип приема непрямой вербальной суггестии предусматривает ввод в сознание прямого содержания инвек­тивы, но с использованием слов, содержащих фонемы, кото­рые сами по себе могут оказывать релаксационное воздействие. Обычно выбираются слова с «мягкими» фонемами с включе­нием «мягких» согласных, чаще (в русском языке) буквы «л». Например: «Ладно, вы лежите лучше, чем лежали в левом по­ложении. Легко лежать, не правда ли? Левое и нелевое ва­ше тело лежит легко и ладно. Любое лежание лучше, чем не­лежание. А нележание лучше, когда лежание уже нецелесооб­разно. И целесообразно делание. Не так ли?» При этом мяг­кие фонемы слегка утрируются.

И, наконец, третий тип вербальной техники заключался в том, что мы использовали счет, повторяя какое-либо число несколько раз. Для этого выбиралось число, которое можно было постепенно модифицировать в слово, имеющее суггестив­ное значение. Например: «Раз, два, три, четыре ..., двадцать пять, двадцать пять ..., адцать пять, ацать пять, аа ть спать, ать спать, ть спать, спать, спать».

Специальный раздел работы был связан с армянскими пси­хологами, которых помимо вышеупомянутых приемов позна­комили с техникой групповой релаксации, также имеющей значение непрямой суггестии. Техника, созданная по идее, предложенной В. Вязьминым, вкратце может быть описана следующим образом. Группе лиц (или одному лицу) предлага­ется принять наиболее удобные позы, закрыть глаза и затем последовательно переключать внимание с одних частей тела на другие (пальцы рук, кисти, предплечье и т. д.). При этом фиксация внимания на каждой части тела сопровождается од­ним дыхательным циклом (вдох — выдох).

Рекомендуется использовать воображение одновременно в двух планах: в первом — вообразить дыхание через фикси­рованные части тела и во втором — вообразить эти части в виде элементов стихий (вода, дерево, огонь, металл, земля,

Стр. 19

глина). Воображаемая метаморфоза и динамика акцепции всех частей тела, таким образом, проходит через шесть этапов в со­ответствии с количеством стихий. На каждом этапе все части тела пребывают в воображении в виде какой-либо одной сти­хии. Каждая стихия имеет свой набор качеств, объективно представленных в природе, которые соответствуют психиче­ским качествам личности. Мы считаем, что такой «резонанс» способствует   бессознательной реализации гармонического единства интраперсональных тенденций, а также укреплению единства внутреннего и внешнего мира. Эти обстоятельства не только вызывают релаксационный эффект, но и позволяют им­плицировать инвективы гармонии и стабилизации.

При проведении психокоррекционной работы в отличие от психотерапевтической нас в первую очередь интересовала не сама симптоматика как таковая, а психологическая динамика, актуализированная в результате катастрофы. Мы обращали внимание на соответствующие защитные механизмы «на сла­бой и на сильной стороне» в терминах К. Гольдштейна (неко­торые симптомы мы пытались рассматривать как проявление механизмов психологической защиты).

Защитные механизмы актуализировались или утилизирова­лись нами с помощью психокоррекционных инструментальных техник, описанных выше.