Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 88

А Френч, учитывая особенности психологической диагно­стики, предложил даже отказаться от этого термина: «Фор­мально постановка диагноза основывается на классической аристотелевой логике. Если мы говорим, что индивидуум от­носится к классу X, мы тем самым утверждаем, что он обла­дает всеми характеристиками класса Х. Диагноз сводит вме­сте этиологию, патогенез, синдром и типичное лечение. Такой подход бесполезен, когда мы имеем дело со сложными, мно­жественно детерминированными, длительно протекающими процессами, такими, как в детской и семейной психологии. Более того, психиатрические ярлыки такие, как шизофрения, или гиперактивность, трагичны для ребенка, потому что мы имеем дело с развивающимся организмом (7). А, Френч предлагает лишь последовательность пунктов сбора необходимой информации:

Стр. 143

1. Объективная информация о семье (состав семьи, пси­хиатрический анамнез ее членов, социо-экономический статус и т. д.).

2. История актуальной психологической проблемы.

3. Здоровые поведенческие паттерны ребенка и родителей.

4. Истоки актуальной проблемы (генеалогическое дерево семьи, история социального развития каждого члена, история брака).

5. История развития ребенка (беременность, детство, раз­витие).

6. Эволюция личности.

7. Факторы взаимодействия (эволюция роли и самооцен­ки) :

а) взаимодействие с семьей;

б) другие взаимодействия;

в) история психической травмы.

8. Клинические наблюдения в процессе терапии:

а) тип темперамента;            

б) стиль решения проблем;

в) аффект;

г) поведение во время бесед;

д) обследование психических функций.

9. Поведение семьи во время совместных обсуждений.

10. Оценка семьи и терапевтический план.

В литературе встречаются диагностические описания двух типов. Первый тип — беглый анализ случая и подробное опи­сание психологического обследования (9). Например, как выглядит — психологическое заключение по результатам об­следования мальчика Барри 9 лет. (Жалобы на школьную неуспеваемость.) Использованы тесты:

— тест Векслера для детей;

— словарный картиночный тест Пибоди;

— шкала социальной зрелости Винеланда;

— гештальт-репродукции;

— прожективный рисунок;

— тест Роршаха;

— черные картинки;

— тест незаконченных предложений.

Качественные наблюдения. Создается впечатление, что Барри моложе своего возраста. Тестировался охотно, но быст­ро утомлялся, был беспокойным. Во время тестирования гиперактивность возрастала. Не мог сидеть спокойно, бегал по комнате или лежал на столе. Когда его просипи слезть со сто­ла, он встревожено спрашивал: «Ты сердишься?» Интереса и внимания не наблюдалось. Несколько раз прерывал психоло­га и пытался рассказать о походе в зоопарк. (Далее подробное описание бедной речи, нарушенной моторной координации, особенно мелких движений.)

Стр. 144

Исследования интеллекта: 10—70, выполнение тестов на интеллект указывает на нарушения интеллектуального разви­тия органического генезиса. Развитие моторных координации и пространственного восприятия — на уровне 5 лет.

Социальная зрелость — 52 (цифры указывает на социаль­ную незрелость).

Эмоциональные характеристики. Очень ярко проявились черты тревожности. На первый план выступили умственная отсталость и конфликт в эмоциональной сфере, происходящий из-за нарушенных отношений с матерью. Родители не хотят признавать, что ребенок — умственно отсталый, и Барри ста­рается соответствовать завышенным ожиданиям. Он агресси­вен в отношении к своим родителям и испытывает чувство ви­ны за эту агрессию.

Психологический диагноз — средняя умственная отста­лость, эмоциональная дисгармония, слабый контроль за им­пульсивностью.

Рекомендации. Медикам — неврологическое обследование и ЭЭГ. Психологу-воспитателю — обратить внимание на раз­витие речи. Психотерапевту — помочь Барри преодолеть чув­ство неадекватности и подавленности, развить более сильный поведенческий контроль, заниматься по школьной программе для слабоумных, особенно обратить внимание на развитие понятия числа и визуально-моторную координацию (для это­го подходит работа с трехмерными объектами — головоломка­ми). Развить перцептивные способности.