Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 78

Рисунок семьи достаточно широко применяется в детской психодиагностике. А. С. Спиваковская (17) указывает на ис­пользование его наряду с другими рисунками: «Я», «Каким меня видят дома», «Какой я сейчас» и «Каким я хочу быть», позволяющими выявить самооценку ребенка и соотношение «Я реального» и «Я идеального», расхождение между кото­рыми, а также оценки «глазами родителей» могут свидетель­ствовать о серьезных личностных конфликтах.

Е. В. Новикова (12) разработала проективные рисунки «Мой класс» и «Мой учитель», которые позволяют охарактери­зовать переживания младших подростков в сфере общения.

Стр. 127

Вместе с рисунками «Человек», и «Моя семья» они составляют «батарею» рисуночных методов для психодиагностики ребенка и младших подростков.

В. Ф. Лосевой (9) была разработана методика «Четыре персонажа», исследующая самосознание и самоотношение лич­ности. Методика носит игровой характер и состоит из трех частей.

На первом этапе испытуемого просят на одном листе бума­ги изобразить себя в образе растения, животного, неодушев­ленного предмета, а затем на этом же листе нарисовать себя самого. При этом подчеркивается, что исследуется именно са­мовыражение, а не способности к рисованию.

На втором этапе испытуемому дается инструкция предста­вить себе, что все герои могут общаться друг с другом и затем просят написать, с какими бы словами тогда каждый из пер­сонажей обратился бы к другим героям рисунка и что услы­шал бы от них в ответ.

Испытуемых спрашивают, почему они в каждом случае предпочли изобразить себя в качестве именно таких персона­жей, какие они находят «общие черты» у себя и у каждого из них.

Если рисунок не представляет собой целого сюжета и все персонажи изолированы, тогда на третьем этапе работы испы­туемого просят на другом листе бумаги изобразить всех своих героев, связанных общей ситуацией. Если какой-то из персо­нажей «не вписывается в сюжет», то испытуемому разрешают заменить его другим. Важно выяснить, почему в качестве за­мены выбран именно этот герой.

Отличие предложенной методики от большинства рисуноч­ных техник автор видит в том, что испытуемый должен отож­дествить себя с каждым из выбранных им персонажей.

С помощью этой методики выявляются смысловые установ­ки личности, которые могут носить конфликтный характер — персонажи спорят, жалуются друг другу и т. д. При анализе необходимо учитывать соответствие вербальных и невербаль­ных сюжетов.

Рисунки часто используются в клинической практике для сопоставления некоторых характеристик изобразительной дея­тельности с особенностями личности больного (20). Некото­рые авторы выделяют специфические характеристики рисун­ков, свойственные определенным личностным отклонениям.

С. А. Болдырева указывает, что рисункам детей, больных шизофренией, присуща абстрактность, схематизм, обилие ор­намента, отсутствие одушевленных предметов, изолирован­ность предметов друг от друга, использование символов (2).

А. И. Захаров (4, 8) считает, что повышенная возбудимость больных при неврастении проявляется в рисунке через разбро-

Стр. 128

санность элементов, их размазанность, хаотичность движения, отсутствие композиции.

Фобии, невроз навязчивых состояний, тревожность, депрес­сивный фон настроения связаны с цветовым оскудением ри­сунка, преобладанием серого цвета, слабой, прерывистой ли­нией, малыми размерами фигур. «При выраженном чувстве бес­покойства и страха к этому нередко присоединяется густая штриховка, переплетающиеся волнистые линии, заполняющие все его пространство» (4, с. 213).

Яркие краски, обилие украшений встречаются при истери­ческом неврозе.

Рисунок как средство свободного самовыражения личности может использоваться и в психотерапевтических целях.

На этот прием наряду с ролевой игрой и другими психоте­рапевтическими приемами указывает австрийская психотера­певт Г. Эберлейн (21). В своей практической работе с детьми она предлагает им рисовать на больших листах бумаги, руло­нах обоев красками и широкой кистью. Тематика может быть как свободной, так и заданной, например: «Лето», «Сказочный луг», «Дети всего мира» и т. д. Летом, если точно известно, что краски не ядовиты, можно разрисовывать тело. Все это позволяет выразить скрытые напряжения, агрессию, тревоги, отреагировать внутренние конфликты.